понедельник, 5 января 2015 г.

Снежная история

Этой истории 17 лет. Почти. Точнее, будет 22 марта. В этом году «тем» детишкам исполнится 27-29 лет. Много замечательного мы пережили с тем классом, но такой истории не повторялось более ни с кем.
Какой же был замечательный и волнующий день! Я и сама впервые в жизни в нашем крае увидела столько снега!
22 марта 1998 года мы отправились
на плато Лагонаки в Азишскую пещеру. Прочитаны энциклопедии,
посетили музей и узнали, кто такие спелеологи и каким снаряжением пользуются, спускаясь в пещеры. Мальчишки загорелись идеей, узнав, что в пещерах обитали медведи, отыскать следы оных. Парни всегда мечтают о приключениях!
Мы их и получили. Но сначала бурно радовались, глядя в окна автобуса появлению снега! Никто не смог удержаться, все вывалялись в пушистых сугробах, вдоволь наигрались в снежки! Румяные, счастливые стали спускаться под землю.
В пещере ребята притихли и ловили каждое слово экскурсовода. Саша скоро понял, что ему досталась группа подготовленных детей, и в недрах пещеры прошёл урок. «Подземные ученики» неплохо определяли виды натёчных образований и даже поразили гида тем, что знают о значении углекислого кальция для образования пещер. Об этом узнала от бабушки Маша и рассказала на перемене одноклассникам. Вопросов-нескончаемый поток.
Никак не могут расстаться, дети пытаются что-то даже записывать в блокнотиках. Чувствую ,что и Саша не хочет расставаться с ребятнёй ,но время в пещере летит незаметно, а нам надо уехать до наступления темноты. Направляемся к выходу. Почти все ребята вышли на поверхность, но впереди нас медленно идёт Лиля, которая нежно трогает ладошками влажные стены пещеры.. «Вы из Москвы приехали на каникулы?»,-спрашивает меня экскурсовод. Лиля оборачивается и заявляет ,что наш класс из Краснодара . Саша опешил и признался, что считал столичных детей умнее или уж принял нас за клуб юных спелеологов.
Выбираюсь на свет и я. Снова снежное сражение! Нам совершенно не хочется уезжать! Мои дети набарахтались в снегу так, что вымокли до нитки. Но у таких опытных туристов, как у 3 «Б» всегда всё предусмотрено. В салоне автобуса быстро и весело переодеваемся в сухую одежду и переобуваемся. Пьём тёплый чай ,который в огромных количествах запасли на класс родители. Хоть и не хочется покидать сказочно красивые места, но все понимают ,что хоть и весна ,но темнеет рано. Дорогу заносит разыгравшейся метелью. Водитель аккуратно начинает движение, но проезжает совсем немного. Впереди посередине дороги застрял в снегу белый жигулёнок так, что и колёс не видно. Водитель хотел объехать его слева ,но передним левым колесом въезжает в огромный сугроб и застревает, казалось бы, ненадолго. Сначала шофёр работает сам ,потом к нему присоединяется Юрий Матвеевич, папа Серёжи. Они пытаются вызволить колесо целый час и безрезультатно. А за окнами автобуса не тихий снегопад, метель…Хотя ещё светло.
Мне становится немного не по себе, но важно удержаться перед детьми. Кое-кто, а потом многие стали спрашивать, скоро ли поедем? Вспомнили родителей. Как бы это всё не переросло в рёв, ведь мы в снежном плену уже два часа! Волнительно становится от того, что представляю нарастающее волнение родителей, которые придут встречать детей. С нами в автобусе есть четыре мамы. Но им-то волноваться зачем? Ещё бы сообщить другим ,что все живы-здоровы, но мы задерживаемся из-за погоды! Сгущаются сумерки , метель воет, а дети притихают. У одного из мальчишек-близнецов повышается температура, его, оказывается, отправили заболевшим . Хорошо, что есть аптечка. Мы даём мальчику лекарство ,и он засыпает…
Это обстоятельство чуть не выбивает меня из колеи ,но тут мой взгляд упал на Марину Ивановну ,экскурсовода .Она что-то поела и принялась за чтение .Лицо безмятежное, ни тени страха или обеспокоенности. Бывают же люди, которые не тратят слова на утешение ,они успокаивают поведением ,действием. Ей , опытному экскурсоводу, приходилось попадать в разные экстремальные ситуации, но я –то с ребятнёй впервые выбиваюсь из графика! Перемолвившись парой фраз с Мариной Ивановной, совершенно успокаиваюсь.
Спрашиваю водителя, может и мы, пассажиры, сможем ему помочь ? Для начала мой класс работал балластом, для перемещения центра тяжести, водитель просил нас собраться в конце салона несколько раз. Не помогло. Мы высыпаем из автобуса в синие сумерки и метель и кидаемся к злополучному сугробу.
Удивительно, что я замечаю восхитительную красоту гор. Всем нам в лицо бьёт снег ,покраснели руки ,а мы упрямо пытаемся что-то раскопать. Трасса пустынна, уже темно, впереди белеет виновник нашего плена. Мимо нас проезжает «Икарус» с нашими же школьниками. Но и речи нет о том, чтобы взять часть пассажиров. У них нет лобового стекла! Хотите знать, почему и немного посмеяться?
Да потому, что в одном из аулов один подросток так донял вожака-козла своими дразнилками, что животное не выдержало ,побежало за обидчиком. Парень-то помчался со всех ног к спасению в виде автобуса ,но перед машиной присел, а козёл с размаху поприветствовал головой стекло автобуса. Водитель , больше похожий на снеговика за рулём и так всё понял и прокричал, что в Майкопе вышлет спасателей. Мы возвращаемся в тёплый салон. А мимо проезжает ещё одна машина ,на которую уже никто не обращал внимания…А зря. В машине было пять мужчин ,а это -сила!
Нас снова просят выйти и отойти на безопасное расстояние. Я обнимаю заболевшего Вадимку и прячу его лицо от ветра. Мужчины всемером стали толкать автобус…и вызволили его!
Таких воплей восторга, думаю, от целого класса ,горы не слышали. Вытащили и виновницу нашей задержки. Дети переодеваются в высохшие вещи и засыпают.
В Майкоп автобус въезжает тогда ,когда родители собираются у школы для встречи юных путешественников. Но нам в пути быть ещё три часа! Вместе с Мариной Ивановной буквально влетаем в гостиницу «Адыгея» и упрашиваем администратора связать с Краснодаром. Как хорошо ,что у меня память на числа. Через минуту прошу одну маму пойти в школу и объявить, что мы будем дома через три часа .
Вся эта поездка, а точнее, приключение, закончилось хорошо. Только Вадик на каникулах болел ,а в разговорах детей часто стало встречаться «мы», чем «Я».






4 комментария:

  1. Добрый день. Потрясающая история! Представляю, сколько было эмоций у всех участников поездки :) Здорово, что спустя столько лет в памяти свежи воспоминания и события тех дней. Думаю, что и участники-ученики так же хранят в памяти события той поездки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не сомневаюсь,Ксения Николаевна! Одну из участниц недавно встретила,она сама вспоминала об этой удивительной истории со смехом,рассказывая с каким старанием откапывала колесо и пела при этом.Говорит,наелась снежинок наперёд с запасом.Незабываемый,чудесный класс был...Мне приятно,что мои эпистолярии стали оцениваться читателями.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Анатольевна. Очень интересная история, прочитала на одном дыхании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас,Наталья Сергеевна! Приключение действительно было захватывающим.И как хорошо,что в детском возрасте люди принимают такие ситуации за игру!

      Удалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.