четверг, 17 августа 2017 г.

Пятый класс

Переход в пятый класс-не только новая ступень в образовании,но и встреча со следующим этапом жизни-отрочеством.
Через две недели наши выпускники начальной школы станут пятиклассниками.Вполне естественно, что с этим новым периодом у ребят,родителей связаны определенные опасения . Скорее всего,


чашу весов перевешивают родительские страхи.Рядом не будет педагога, к которому все привыкли.В нашем случае даже территориальное разделение налицо.Причем одни и те же моменты у разных детей могут вызывать разные реакции. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в прежнем постоянном уютном классе. Для другого - переход к кабинетной системе - долгожданная свобода, желанное разнообразие. Кто-то остро переживает расставание с любимой учительницей.  
На сборе произойдёт знакомство с классным руководителем,которая озвучит  все организационные вопросы.расскажет,какой кабинет закреплён за классом.Не спешите приобретать какие-то пособия заранее.Напомню лишь,что форма должна быть такой,о какой шла речь на собрании. Сменка,после которой не остаются следы на паркете.
Ребята,конечно,вам хочется показать себя с лучшей стороны,перейдя в 5 класс.


  1. Помним о вежливости и пунктуальности.Никто не любит опозданий!
  2. Стало что-то неясным на уроке,попроси учителя (в удобное для вас время) объяснить или ответить на вопрос.Оставлять "на потом"-не лучший способ.
  3. Время на уроке отводится на получение или закрепление знаний. В творческих способностях удобнее убеждать класс после уроков.
  4. Увеличится количество предметов,которые преподаются 1-2 раза в неделю.И готовиться к ним лучше в день,когда был урок.Накануне лишь повторить.
  5. Задают учителя столько,сколько требуется по программе данного предмета.
  6. при получении расписания, в том числе и доп.образования,придерживайся режима,графика подготовки к занятиям.Можно завести свой личный блокнот. 


На какие моменты стоит обратить внимание именно родителям?
- Переход в среднюю школу - это возвращение в родные стены,из которого выпорхнули дети. Но и они станут новыми!.  
 - Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими  , а теперь вновь оказываются в позиции самых младших.
- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.
- Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски,артистизм,темп ответа. Понимал практически с полуслова полужеста. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю - тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.
- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.Прояви,будущий пятиклассник,внимание на каждом уроке!
- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.
Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности, что и началось ещё в начальной школе. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

Как помочь своему ребенку полнее использовать возможности этого "резервного" периода школьной жизни?

- Подскажите ребенку, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Трудно ориентироваться в системе кабинетов? Нашим ребятам придётся ходить по всем трём этажам.Кабинеты все пронумерованы, на дверях находятся таблички. Пускай ребенок откроет в своем школьном дневнике специальную страничку, запишет туда все предметы, которые будет изучать в пятом классе, против названия каждого предмета отметит номер соответствующего кабинета и этаж.   Скорей всего, так и будет сделано на ближайшем классном часе.
- Пятиклассник должен хорошо знать, где находится школьное расписание. Традиционно оно вывешено в коридоре 2 этажа на стене между 23 и 25 кабинетом.  Уважаемый будущий пятиклассник,  собрать все необходимое для учёбы, сверившись с расписанием  на завтра,только твоя задача."Забыл"что-то уже звучит несолидно.  
Гардероб,находящийся в первом этаже школы является общим для всех учеников с 5 по 11 классы.Каждому будет выделено определённое место.Наличие сменной обуви и принятой формы одежды является обязательным с первого дня учёбы.
- Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель или учитель,которого они узнали за период обучения в начальной школе.Такие учителя,как Эдуард Сергеевич,Инесса Николаевна,  Виктория Владимировна и Ирина Николаевна преподают и в старшей школе.Как видите,уже знакомые учителя. За эмоциональной поддержкой многие пятиклассники тянутся к своей бывшей учительнице начальных классов.Но здесь мы разделены территориально.Можно обратиться к Ульяне Васильевне в кабинет 36 а в третьем этаже.
Родители!
- Задавайте конкретные вопросы ребенку о делах в школе, интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Вам придётся вспомнить,что в 1 классе и половинке второго дети обедали стоя.Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе и т. д.?
- Найдите возможность познакомиться с новыми педагогами своего ребенка. Например, попросите классного руководителя пригласить их на родительское собрание или подойдите к ним сами. Если считаете нужным, расскажите им о каких-либо особенностях сына или дочери. Узнайте об их требованиях, критериях оценки и т. д.
- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И,конечно же,не впадает в иную крайность,совсем не интересуясь.И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей. Некоторое снижение успеваемости при переходе в среднее звено является нормой.Но при соблюдении режима учёбы,отдыха,своевременности выполнения поставленных задач, помогут юному пятикласснику быстрее войти в своё русло.
- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.
- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. Важно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Напомню,что она находится в третьем этаже.Библиотекаря зовут Оксана Анатольевна.Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Вспомните, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.
- Приглашайте к себе домой одноклассников сына или дочери. Особенно если это другой класс или школа. Так вы поможете ему быстрее наладить контакты в новой среде, обрести эмоциональную поддержку. Хорошо бы не забывать и о прежних школьных друзьях.
Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого-второго месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!
Признаки успешной адаптации:

  1. удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  2. ребенок легко справляется с программой;
  3. степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
  4. готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  5. удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  1. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  2. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  3. нежелание выполнять домашние задания.негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  4. жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  5. беспокойный сон.
  6. трудности утреннего пробуждения, вялость.

постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Источники:http://www.gymnazia5.ru/index.php/soc-pedagog-slujba/psyholog/uchitelam/230
https://zdschool10.edumsko.ru/activity/spps/articles/sovety_psihologa_vozrastnye_osobennosti_5-klassnikov

http://school-4.info/stranitsa-psihologa/informatsiya-dlya-roditeley-5-h-klassov/


Дорогие наши выпускники,мы вас любим,верим в то, что каждый может проявить себя достойно! Ваши Наталья Евгеньевна,Ольга Николаевна,Людмила Павловна,Зинаида Николаевна и Елена Анатольевна.


12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Отличные советы!!! Думаю, ровно через год к ним вернусь!!!
    Будет новый блог для 1 "Б"? Он будет для всех открыт или только для родителей 1 "Б"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна,здравствуйте! Пользуйтесь во благо.Я немного добавила от себя необходимые сведения.Блогом буду пользоваться этим,а вкладка,на которую вы обратили внимание,поступит в распоряжение наших диалогов с родителями будущих первоклассников.
      С уважением.

      Удалить
  2. Елена Анатольевна, спасибо Вам за добрые, правильные, важные и очень своевременные советы. С Вашего позволения отправлю ссылку на школьный сайт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна,здравствуйте! Пожалуйста,берите на заметку.
      С уважением.

      Удалить
  3. Елена Анатольевна, спасибо за советы и Ваше беспокойство за своих выпускников. Они хоть и пятиклассники,но все еще дети, которым нужна поддержка родителей.

    С уважением, Ковелина Ангелина Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ангелина Анатольевна,здравствуйте! Родители,конечно,должны быть рядом и понимать, что "притираются" друг к другу все: и семья, и ребёнок, и учителя.Всё сложится отлично,не сомневаюсь.
      С уважением.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Вспоминаю, как я взяла свой пятый класс в 2011 г. Как же долго они адаптировались - и дети, и родители! Как долго не могли понять, что у них уже не один учитель, а несколько. 1 и 5 классы - самые стрессовые, это очень серьезно и напряженно, поэтому Ваши советы бесценны. Они помогут настроиться всем: и детям, и родителям. Пусть адаптация пройдет успешно! А у Вас, наверное, уже вовсю идет подготовка к новому 1 классу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна,как и у нас,тоже бывают притирки.Зачастую малыши нас кличут именами-отчествами своих любимых воспитателей,иногда плачут.Но дети очень быстро привыкают.Родители,конечно,волнуются,ведь своего ребёнка они не видят несколько часов.Что касается ребят постарше,пятый класс как первый.Здесь нужны крепкие дружеские руки.
      С уважением.

      Удалить
  5. Елена Анатольевна! Поздравляю ваших выпускников начальной школы с преодолением первого в их жизни рубежа - окончание начальной школы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна,спасибо! Пусть всё сложится удачно.
      С уважением.

      Удалить
  6. Спасибо, уважаемая Елена Анатольевна, за добрые и нужные советы. Надеюсь, у наших деток-пятиклассников всё будет хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Васильевна,от всей души желаю того же!
      С уважением.

      Удалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.