понедельник, 5 марта 2018 г.

Внеклассное чтение.Есть над чем подумать.

Очередной пятничный урок внеклассного чтения был посвящён детским рассказам,которые написали Любовь Воронкова и Валентина Осеева.Помнится,читала в своё время.Стопочка тонких,но красиво иллюстрированных книг прочно осела в памяти.Житейские,простые или не очень судьбы персонажей.Обе писательницы создавали рассказы и повести в конце прошлого века..Интересно было понаблюдать,насколько современные киндеры смогут разобраться в вопросах нравственности,смогут отличить !чёрное от белого",т.к.соседство
ежедневное с ними иногда вводит в ступор.Ан нет,души семилеток чисты! Цели,которые ставили писательницы при создании рассказов,наверное,высоки для малышей,но взрослый читатель вполне осмыслит.Воспитание души в свете идеалов подлинной человечности - изначальное и, пожалуй, наиглавнейшее дело литературы. И в сегодняшнем времени, перестройке общественной психологии вместе с новыми произведениями писателей-современников участвуют и древние создания безымянного народного гения, и творения классиков, и книги сравнительно недавнего прошлого. Каждый автор вносит  что-то свое.
Повести и рассказы  В. Осеевой и Л. Воронковой, которые  предстояло прочитать, написаны более сорока лет назад. Это было время, когда советский народ в битве с немецким фашизмом защитил не только свое право на свободу и жизнь, но и будущее всего мира. Победа в этой страшной войне ковалась не одной лишь силой оружия. Мы победили фашизм еще и силой духа, силой благородных идей, самоотверженной веры в торжество правды, силой того внутреннего межчеловеческого единения, которое всегда отличает свободного и гордого человека от жалкого, своекорыстного раба и робота.
Исследуя в своих повестях нравственные истоки нашей победы над фашизмом, В. Осеева и Л. Воронкова главное внимание обращают на то, как необходимы каждому из нас  ) любовь к другим людям,   доброта, приверженность правде,   милосердие,   - все то, что делает человека человеком в истинном значении этого гордого и прекрасного слова.
Решено урок было построить в форме "Своей игры",где три категории и последующий балл за правильный ответ прирастал десятком. Лёгкая разминка показала,что в каждом ряду присутствуют дети,которые за эти две  недели прочитали много и даже осилили повесть "Девочка из города".Вопросы,впрочем,составлялись так,что даже не читая рассказа,можно было примерить на себя ситуацию, чтобы высказать свою точку зрения.Вот и вам и проявление одно из первых нравственных мерил;"А как бы ты поступил?"Вопросов,на которые ученики не знали ответов из-за того,что не читали рассказ,было в достатке,что и навело на мысль о том,что обменявшись книгами,первоклассники пройдут через такую игру ещё разок,но в смешанных командах иного состава.Понравились ли рассказы? ОДнозначно,да.На кого хотели быть похожими в поступках,или не похожи,выяснили.Вот такой урок рассуждения у нас получился с явной семёркой лидеров  и ребятами,которые работали сносно.раздумья?Хотелось соединить красной нитью чтение и русский язык.Чем не закрепление темы написания имён собственных и правил   переноса? И повторили ,и тексты перед глазами,и тишина увлечённая такая,что слышно,как перья скрипят, а результат из серии "не очень".
Почему же?
Не учли многозадачность:1.Правописание имён собственных,2.Правила переноса?Версия третья,фантастическая:не принят за учебник томик рассказов.И тем не менее есть на кого равняться и что исправлять.
А работу повторим.
В пятницу же,отзвенев звонками, первая смена отпускает детей кого на танцы,кого в продлёнку или домой.А некоторых ребят собирает на первую эрудит-тренировку.Но это -следующая история.

6 комментариев:

  1. Елена Анатольевна, добрый вечер! Как же у вас интересно на уроках! Так бы и села за парту и снова стала ученицей! А какие авторы!? Очень люблю произведения В.Осеевой, Л. Воронковой. Читаю, перечитываю и вновь делаю для себя открытия! Повезло вашим ученикам с учителем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Дмитриевна,здравствуйте! И самой нравится, а эти две писательницы одни из самых любимых.
      С уважением.

      Удалить
  2. Елена Анатольевна,здраствуйте!Спасибо за возможность окунутся в мир чтения с такими чудесными авторами как Л. Воронкова и В. Осеева. Я читаю вместе с Софией Л. Воронкову с большим удовольствием. Очень интересно читать про дружбу детей, как каждый ребёнок по-разному переживает её, про военное время, как люди жили все и дети, и взрослые, все трудились изо всех сил.Очень полезная литература настоящее время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Совершенно верно найден подход к чтению книг.Именно вместе,именно семейно,т.к.во многом приходится работать переводчиком с русского на русский,а точнее,пояснять детали различия эпох любому взрослому.
      С уважением.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Дети читают, но ЧИТАЮТ ли... Не все, к большому сожалению. Конечно, есть те, кому книга близка и понятна, но как же хочется, чтобы таких детей было больше. Такие внеклассные мероприятия все равно дает толчок, мотивируют детей, заставляют (явно или неявно) обращаться к тексту, обдумывать его, примерять на себя, разговаривать где-то мысленно с автором. Так что - спасибо Вам за эту работу... Ощущать нравственные ориентиры, чувствовать их сердцем учат книги Л.Воронковой и В. Осеевой. Дети должны их читать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна,здравствуйте.Да,хотелось бы верить,прежде всего взрослым,что рекомендованная литература прочитывается.Однако,всё познаётся именно на уроках внеклассного чтения:читал или нет.Вот и первый урок нравственности. А детям рассказы многим приглянулись,видела,как обмениваются книгами после занятий,отвечают и рассуждают во время оного.Благодарю вас за науку.
      С уважением.

      Удалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.