пятница, 4 ноября 2022 г.

Прием "Выбирай себя!"

Добрый день! Личностно-ориентированные технологии - тема нашего сегодняшнего разговора!Я хочу проиллюстрировать данную технологию приемом «Выбирай себя!». А именно, я покажу задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала:

Примером будет фрагмент комбинированного урока для 9-го класса на тему: «Двойственность и противоречивость личности Печорина» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). На начальном этапе происходит обсуждение характера, поступков героя.

У.: - Давайте подумаем, ребята, в чем заключено основное противоречие героя? (уч.: - Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование – с другой).

У.: - Да, я согласна. Прочитав роман, мы с Вами видим, что в Печорине как бы соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства. Другой раскаивается во всем этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

У.: - В романе есть цитата: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А каково Ваше отношение к Григорию Александровичу Печорину? [далее будет два варианта задания в зависимости от ответов учеников: а) если в классе наметятся полярные точки зрения, то есть половину учащихся будут возмущать его поступки, а другая половина найдет в нем обаяние; б) если установится одна позиция на класс, учащимся будет предложено аргументировать противоположную]

А)

У.: - Напишите, пожалуйста, возмущает он Вас или вызывает искреннюю симпатию, и почему? [примерные ответы учеников приведены в таблице]:

Вариант 1: Образ Григория Александровича Печорина вызывает во мне возмущение. Возмущают меня его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми. Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. А я, как читатель, не могу простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Но на самом деле, никто, лучше, чем сам Печорин, не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.

Вариант 2: На мой взгляд, Печорин невероятно обаятельный герой. В его остром уме, силе и твердости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя заключается невероятная сила и то самое обаяние. Лучшая половина его души все же не умерла, хоть он и прячется от посторонних глаз. Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя – в потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаяния, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.

 

Б)

У.: - Каково ваше отношение к Печорину? [весь класс сходится во мнении, что Печорин вызывает у них возмущение/невероятно обаятелен]

У.: - Интересно! Но мы же сказали, что это противоречивый герой, поэтому отношение к нему может быть разное. Попробуйте встать на сторону противоположной вашей точки зрения и аргументируйте ее, опираясь на произведение.

Посредством выбора той или иной позиции учащиеся, во-первых, показывают свое знание произведения, а во-вторых, учатся анализировать, рефлексировать, что тоже немаловажно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.