среда, 19 ноября 2014 г.

Что такое интеллектуальная пассивность.


Кто такие интеллектуальные лентяи? Поговорим об этом. Ведь наши дети только начали освоение наук , им учиться. Как они относятся к учёбе? Что делать, когда одолела лень и вообще :в кого он (-а) такой(-ая)?
Наши дети любят гаджеты. Способный ребёнок под партой на телефоне считает примеры; за нас в сообщениях предлагаются слова, и думать не надо. Что это порождает ?Я буду свою статью сопровождать наблюдениями из личной практики.
Педагогическая практика и психологические исследования показывают,
что в массовой школе имеется значительное количество детей, к которым нужен   специальный подход  в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. В обычной школе им очень тяжело.
Они составляют тот «резерв», из которого вырастают  отстающие, неуспевающие ученики. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные школьники.
  Они не проявляют особой любознательности, не активны и не самостоятельны, им надо дополнительно объяснять учебный материал  . Их устраивает, когда не трогают. Интересы сугубо приземлённые: хорошо поесть, погулять, иметь карманные деньги. Вместе с тем, эти ученики не имеют дефектологических отклонений .
Причины интеллектуальной пассивности различны и, видимо, в ряде случаев связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатками воспитания и обучения.
 Пример того, как папа сделал интеллектуально пассивным сына. С первого класса Р. отличался тем, что хорошо писал, читал, математика давалась труднее, но тем не менее ,учитель поддерживала мальчика и за успехи в двух названных предметах. Мама хвалила, упрашивала мужа уделить внимание сыну. Тот ,лёжа на диване ,изрёк: «Мне достаточно, если сыночка будет знать ,где папке пива купить». Р. был особенным ребёнком, эмоциональное состояние было хрупким. Родовая травма, скандалы между родителями, поэтому в школу просто летел. Тут его хвалили, помогали Мама быстро пошла на контакт с учителем. Отец ни разу не появился. Он управлял семьёй с дивана. Что имеем спустя 13 лет? Сына без образования, но хорошего собутыльника.
Поэтому важно быть чуткими родителям и преподавателям, исследовать особенности интеллектуально пассивных учащихся.
 Однозначно-дети активные любознайки, что-то их интересует больше, что-то меньше. Полностью инертный и пассивный младший школьник-повод для действия!

Понятие и виды интеллектуальной пассивности .Об этом в следующий раз.
Выделены следующие особенности интеллектуально пассивных детей: 
-недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений; 
-отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
 -отсутствие познавательного отношения к действительности.
Отсутствие познавательного отношения к тому, что не  имеет для ребёнка непосредственного практического значения, приводит к тому, что у таких детей создаётся привычка не включать в свою деятельность или включать минимально мыслительную работу, т.е. они привыкают обходиться без активной мыслительной работы, а иногда даже и избегают её.
Эти дети мало думают и размышляют там, где их сверстники проявляют активную умственную деятельность. У таких детей отсутствует, если можно так сказать, практика интеллектуального поведения при решении собственно   задач, во всяком случае, она значительно меньше, чем у остальных детей того же возраста.
Вроде как хочет научиться играть в шахматы,но тут же бросает,когда понимает,что над каждым ходом надо думать.
Отсутствие познавательного отношения и стремление избежать активной интеллектуальной работы приводит к тому, что интеллектуально пассивные дети не приобретают или приобретают значительно меньше, чем их сверстники, интеллектуальных навыков и умений и накапливают меньше знаний.
Когда появляется пассивное отношение? Причин несколько.
Отрицательное   отношение к интеллектуальной деятельности возникает в тех случаях, когда ребёнку предъявляются требования к такой интеллектуальной деятельности, которую он выполнить не может.
Мама ,папа могут предъявлять серьёзные требования к ребёнку потому, что сами закончили школу с медалями, имеют на руках красные дипломы, и ждут продолжения успешной традиции в детях.
Так как для большинства детей новые школьные  требования к интеллектуальной деятельности, но без элемента   игры  появляются впервые с поступлением в школу, то и отрицательное отношение к такой интеллектуальной деятельности часто появляется у этих детей именно в связи со школьным обучением и по отношению к нему.
Поступил в школу-забудь про игрушки. Преподаватели начального звена зачастую используют элементы игровой методики в обучении ,но играть с классом бесконечно не могут.
По широте проявления различают общую и частную (избирательную) интеллектуальную пассивность. Последняя проявляется в избирательном отношении к учебным предметам и видам деятельности.

1. Группа «операционально-технической» интеллектуальной пассивности, в основе развития которой лежат: пробелы в знаниях, неумение применять их на новом материале; отсутствие умений и навыков организации учебной работы (неумение усвоить условие задачи, поставить нужные вопросы, работать с учебником); отсутствие привычки самостоятельного выполнения задания.
Главными  проявлениями интеллектуальной пассивности данного вида является шаблонность в интеллектуальной деятельности, наличие избыточных действий и несущественных («лишних») вопросов по ходу работы; использование обходных путей в выполнении умственной деятельности или нерациональных, ставших уже неуместными при выполнении данного задания приемов, предпочтение репродуктивной деятельности и простых, знакомых заданий.
Пример. Отец занимается математикой с сыном. Что называется, разжёвывает. Тот делает вид, что слушает, видя доброжелательность отца, начинает рассуждать о том ,какие велосипеды бывают и пр.
2. Группа «мотивационной» интеллектуальной пассивности.Эти дети выбирают   легкие пути для достижения цели, не заинтересованы в работе, хотят получить быстрый результат без достаточного осмысливания. Испытывают дискомфортное эмоциональное состояние в ситуации интеллектуального напряжения. Одна из причин возникновения этого вида интеллектуальной пассивности наличие избыточной поверхностно-развлекательной информации в семье, субъективно пассивная роль ребенка при ее получении.

О третьей группе в следующий раз…
       Группа «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивности. Представители этой группы интеллектуально пассивны только в отдельных видах работы или в отношении некоторых учебных дисциплин.

 сентябрь

Например, ребёнок усваивает программу на хорошем уровне, активно работает устно, но писать он не любит. Как результат-оценивание работ идёт ниже среднего уровня. Приведены образцы нежелания писать аккуратно в тетрадях  и промежуточный итог по исправлению каллиграфии.


Другой пример. В начальных классах этих девочку и мальчика заставить писать что-то творческого характера (изложение, сочинение) было невероятно трудно. Девочка просто мучилась. Если изложение на оценку она кое-как напишет, то сочинение по экскурсии-проблема. Но расскажет и «разложит по полочкам» идеально . Стала с ней работать индивидуально , получали очень сжатые письменные результаты. Итог вышесказанному? В 17 лет, получая выпускную книгу ,она рассердилась на маму за то ,что не заставляла её работать ,и от неё на память лишь пять коротеньких  работ, а у других ребят от десяти и выше.

Мальчик? Тут совпали лаконичность устного изложения и письменного. Имея мужское мышление ,ученик  умел выделять из всего услышанного, увиденного и прочитанного рациональное зерно и выразить основную мысль.


Всем известна категория ребят, которая, только глянет в условие задачи, уже говорит ответ. Но в тетради? Оформлять схему или краткую запись, писать действия, выражения и ответ-просто мучение. Здесь ребёнок пасует перед белым листом.


  Группа общей или «разлитой» интеллектуальной пассивности. Представители этой группы не проявляют обычной детской любознательности. Они не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения, при этом проявления интеллектуальной пассивности выступают в разных учебных и не учебных ситуациях, даже в игре.
Указанная классификация не имеет категорического характера. Речь идет лишь о сравнительном преобладании определенных проявлений интеллектуальной пассивности. Границы между группами подвижны, одни и те же учащиеся могут входить в две группы: скажем в группу мотивационной интеллектуальной пассивности и в группу общей (разлитой) интеллектуальной пассивности.  
Также было установлено, что разные симптомы интеллектуальной пассивности, принадлежащие отдельным её видам, могут встречаться одновременно у одного ребёнка. Так же она отличается по степени выраженности: от яркой демонстративной до скрытой, замаскированной.
Характеристика учебной деятельности интеллектуально пассивных детей
Интеллектуальная пассивность объясняется в основном особенностями воспитания и обучения. Выявлен «общий синдром» интеллектуальной пассивности: слабость мотивации(похвалы) учения; «интеллектуальное иждивенчество»(делает мама, папа, бабушка. В старших классах списывает у подготовленных учеников); стремление использовать обходные пути или «внешние» формы учебной деятельности; выбор лёгких и простых заданий; большая утомляемость и переживание дискомфорта при умственном напряжении; несформированность познавательных интересов; сниженный уровень умственного развития; несамостоятельность, безынициативность в умственной деятельности: повышенная реакция на новизну, неоригинальность, шаблонность воображения: поверхностно характер познания .
Учебная деятельность интеллектуально пассивных школьников отличается определёнными, сходными для всех возрастов, чертами. Выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими его. Основной приём при выполнении устных заданий - заучивание без понимания - зазубривание. Заданный текст выучивается почти наизусть, маленькими частями, без выделения логических частей; материал пересказывают почти дословно, не могут ответить ни на один вопрос по тексту, плохо понимают содержание выученного. Примерно также заучиваются и художественные произведения, проходящие в школе. Изложения они пишут очень плохо, часто путают события излагаемого текста и многое пропускают.
Могут хорошо приноровиться, чтобы использовать все случаи, когда можно действовать, не прибегая к умственному усилию. В зависимости от характера задания, они либо заучивают материал без его понимания, либо стремятся выполнить новое задание также как выполняли какое-либо задание раньше, если им удаётся найти в них сходные черты, или просто пытаются угадать, каким образом его нужно выполнять.
Почти все эти школьники со временем сумеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает.
Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражены более ярко и полно, у других - менее, У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов. У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе.

7 комментариев:

  1. Первый раз слышу о таком понятии, как интеллектуальные лентяи, интересно было прочитать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас,Анна Борисовна за проявленный интерес.Явление давно облечено в такое понятие.Тема будет продолжена.
      Поздравляю Вас со значимым событием,признанием и достойной наградой за ведение блога!
      С уважением к Вам и Вашей работе,Елена Анатольевна.

      Удалить
  2. Елена Анатольевна, спасибо за интересную статью! Буду следить за продолжением, так как, к сожалению, вижу такие черты в ребенке.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна! С интересом прочитала Ваш пост... Такой термин слышу впервые, но подумала, что он действительно хорошо характеризует некое социальное явление в нашем обществе. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая коллега! Как с видом избирательной деятельности, мы ежедневно встречаемся в работе с детьми. Печально , когда такой термин поглощает всего человека.

      Удалить
  4. Елена Анатольевна, внимательно читаю продолжение статьи, спасибо за информацию!

    Меня затронул фрагмент о выделении основной мысли, потому что мой собственный ребенок меня удивил и даже, можно сказать, поставил меня в педагогический тупик :-)

    А дело было так: мы просмотрели фильм "Собачье сердце" и обсуждали его. К слову, Юра неплохо понял персонаж Шарикова, и даже в чем-то пожалел его, смог понять некоторые мотивы его поведения.

    Ну а я (наивная мама) хотела объяснить ему, что такое "хорошее старое кино со смыслом" и что такое "твои просто развлекательные мультики".

    Но не тут-то было! Смысл любого из мультфильмов он смог выразить точно и одной фразой. Я сдалась на Трансформерах. Только про "Машу и Медведя" сказал: "Смысл мультика в том, что если нечем заняться - пристань к медведю!"

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте,Татьяна Александровна! Вывод потрясающий,видимо,надо на переменке запускать парочку-тройку медведей в школу.С Юрой частично согласна-всё же какой-то смысл мультипликация имеет.Конечно,его гораздо больше в родных мульфильмах.А по поводу одной фразы.Есть дети,которые мощно генерируют и обрабатывают услышанное,прочитанное ,а вывод весьма краток.Что и как делать,когда "краткость,совсем не сестра таланта",буду писать со временем дальше,ведь нашим детям придётся писать изложения и сочинения при сдаче экзаменов.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.