пятница, 21 ноября 2014 г.

Ох уж эти безударные...

Безударные гласные в корне слова
 Красной строкой через второй год обучения проходит вышеназванная тема.От её усвоения зависит успешность обучения русскому языку.А ведь ошибка -одна из самых "популярных" у младших школьников.Что делать,если правило "от зубов отскакивает",а ошибки сплошь и рядом? Попробуем разобраться с этой орфограммой.
Орфографический навык, как и любой другой, - это "автоматизированные компоненты". Для автоматизации "компонентов" нужны многократные упражнения!
"Сознательная деятельность" осуществляется на основе правил и правильного их применения. Применение же правил означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному выполнению задания. Таким образом, чтобы решать орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции - "шаги":
·         "ориентировочный", предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится;
·         если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;
·         если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы безударный гласный находился под ударением;
·         если безударный непроверяемый, вспомнить, как слово пишется, или посмотреть в словаре.
Применяем элементы программированного обучения. Одним из этих элементов является алгоритм . Это особенно важно: подавляющее число правил правописания не содержит рекомендаций о том, как эти правила нужно применять, а отсюда и разрыв между знанием правил и умением ими пользоваться. Облегчить учащимся применение правил при письме и призвано использование алгоритма. Алгоритм - это "инструкция", предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило. 
При подготовке к изучению материала он делится на "порции", части, шаги. Например, выделить ударный слог - это один шаг и т.д.
1 шаг. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах? Если это я, а, о, и, е -нужно проверять; если у,ы,ю - проверять не надо. Это мы учили. Для лёгкости восприятия даже прописывали «принцессу ИЕЯ» и «бублики» АО. Они требуют внимания, когда находятся в слабой позиции.
·         2 шаг. Подбери проверочное слово, измени его так, чтобы проверяемый
·         звук оказался под ударением. Произнесите оба слова вместе, выделите ударный слог.
·         3 шаг. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверьте написанное.
Алгоритм объяснения безударного гласного должен  быть таким:
1.     Назови слово.
2.     Позови ударный гласный звук, подчеркни его двумя чертами-он в сильной позиции. Остальные гласные подчеркни одной чертой-они в слабой позиции.
3.     В какой части слова находится безударный гласный? Выделяем  корень.
4.     Подобрать   однокоренное слово, чтобы гласный в слабой позиции находился под ударением. Для этого учу детей называть форму множественного числа или ласковое слово. Например: з[и,е,я]ма. Меняем ед. число на множественно (т. е.меняем форму слова) зИмы или образуем новое слово –зИмушка, зИмний.
5.     Выбираем из однокоренных слов проверочные, т.е. те, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.
6.     Ставим знак ударения,подчёркиваем позиции и выделяем корень. 
Что дети делают плохо самостоятельно? Нарушают заданный алгоритм, просто пишут слова А тут надо «наговориться» со словом; «Пишу, зову и ставлю ударение, подчёркиваю позиции, выделяю корень». При фронтальной работе с классом требую рассуждать с места или у доски. Поэтому всё очень строго.

Надо требовать от детей объяснения орфограмм при восприятии текста на слух и до написания слов, так как "для орфографических целей совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы распознавать морфемы и грамматические категории .
Помогает стать грамотнее прием списывания.
Формируемое в процессе обучения родному языку орфографическое действие для нас прежде всего состоит в том, чтобы научить видеть орфограммы, т.е. ставить орфографическую задачу, и научиться ее решать. Способы различные:
а) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма и алгоритм;
б) если орфограмма не поддается проверке, можно воспользоваться словарем;
в) можно написать орфограмму по памяти.
Последний способ письма - несомненно, самый удобный и быстрый в применении, ибо написать слово, вспомнив, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово или справиться о его написании в словаре. Тренировке письма по памяти приходится лишь небольшая часть учебного времени, посвященная, главным образом, заучиванию так называемых "словарных" слов, увы…. Между тем, чтобы "образы слов" у ребенка стали действительно "прочными" и чтобы запас этих слов был как можно богаче, необходимо как можно больше читать и выполнять упражнения в правильном письме , и первым и важнейшим из таких упражнений является списывание, так как искусство правописания заключается "в глазу и руке".
Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и трудно проверяемых написаний и лишь систематические упражнения в списывании помогут младшим школьникам самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем. Причём  ученик никогда не пишет "молча", он "проговаривает каждое слово". Так способ произнесения слов, согласно их правильному написанию    зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка. Причем важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически (т.е.как пишется) списываемый текст как до начала письма, и во время записи текста .
         Для того, чтобы ученик понял, что "списывает", в первую очередь нужно, чтобы он познакомился со списываемым предложением, понял его смысл. Следовательно, первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником предложения целиком; естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически (как обычно говорят).
         Второй этап должен заключаться в активной орфографической ориентировке, т.е. цель его - обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения. На третьем этапе ребенку будет необходимо стараться удерживать в памяти орфографическую форму целого предложения как одной оперативной единицы, в чем ему поможет орфографическая самодиктовка вслух. Учить ребенка выделять в словах все орфограммы подчеркиванием, затем прочитывать предложение орфографически, затем повторить его, не глядя в текст, ученику будет гораздо легче, ибо действие это уже станет осмысленным. После этого остается лишь осуществить действия самоконтроля - проверка и сравнение с образцом.
Алгоритм списывания:
1.     Внимательно прочитай предложение.
2.     Повтори его, не заглядывая в текст.
3.     Подчеркни все орфограммы.
4.     Прочитай предложение орфографически.
5.     Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
6.     Закрой текст, начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
7.     Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Можно организовать домашнее списывание, например, предложить детям выписать из любимых книг наиболее удачные, понравившиеся им места.
Применяем упражнения:
I. "Установи соответствие"
стр... на
и
м...сты
е
ст...на
а
п...сьмо
а
з:мля
о
2. Игра "Кто больше подберет рифм к словам?" Ребенок, лужок, синичка, теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, кружок, прыжок, певичка, невеличка, птичка.
3. Напиши текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.
Змиа.
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
Змйио.
На дврое хлдноои. Снге пкрлоы змлею. Мрзооо рзрсвлаиоа стклёа, змслвгаыоаыо зрмуоаи. Врбьоои пргтыаю по зснжннмаееы држкмооа. Глднооо им змйио.
В упражнении : - т:гренок,
: - сл:ненок
ученик должен сначала определить, от какого слова образовано данное, в какой морфеме находится безударный гласный, подобрать проверочное слово, определить искомую гласную.
4. С большим удовольствием дети выполняют упражнения, когда надо из нескольких проверочных слов выбрать подходящее: уд:вительно (диво, дева),
м...нять (мина, замена),
л...пить (липкий, лепка).
Опыт работы со словом помогает детям безошибочно определить значение слова и подобрать однокоренное проверочное.

 Подводя итог, скажу что только тренировка даёт результат. А ещё чтение , чтение, чтение. Урок рассчитан только на восприятие материала, шлифовать навык надо и дома. Далее читайте на сайте.

21 комментарий:

  1. Ох-ох-ох, Елена Анатольевна! Как Вы правы! С безударными гласными война всегда была. Сколько учим в начальной школе - столько и воюем. Хорошие упражнения Вы привели. А мне еще нравятся те, которые даны в зачетной тетради В.Т. Голубь (для 3 класса).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша Александровна,спасибо .Мы все.видимо,учителя начальных классов,"ныряем с головой " в орфографию. Отличный эффект даёт методика М.Соловейчик,но она подразумевает временные затраты.Я опубликовала пост потому,что мама одной девочки обратилась с проблемой,что ребёнок "не видит" опасное место.
      Я не стану себя утешать и оправдывать тем,что столько времени ушло,что отстали от планирования.Очень хочется помочь.Но и взрослым необходимо подключиться.
      И во многом дело в чтении-палкой надо за книгу загонять,уговаривать читать,а они "заняты".Вот и результат:мало начитанности-мало грамотности.

      Удалить
  2. Елена Анатольевна, спасибо за информацию (особенно за алгоритмы)! Пользуемся)

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю Вас за неравнодушие,Елена Михайловна.Здесь,как в спорте, надо понять и оттачивать.Удачи!

    ОтветитьУдалить
  4. Елена Анатольевна! Все прописали по делу. Не любят и мои ребята эту орфограмму. Правило знают все, ночью спроси - отрапортуют, как таблицу умножения. В отдельных тренажёрах видят, работают с этой орфограммой, а вот в тексте найти и применить правило, уже проблема. Благодарю за алгоритмы.

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга Александровна,будем всей страной делать прививку грамотности второклассникам!

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Анатольевна, огромное спасибо за алгоритмы! Понимали, что необходимо дополнительно заниматься, пытались, но с вашей подсказкой все стало на места!

    ОтветитьУдалить
  7. Наталья Анатольевна, в добрый час! Теперь хоть родители будут знать, что именно так я учила и требую.
    С уважением, Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Безударные гласные - одна из самых трудных тем, и умение слышать и понимать, где в слове "опасное" место - первый шаг на пути к ее усвоению. Большое спасибо за алгоритм и упражнения! Никогда не лишне повторить теорию :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас,Эльвира Ульфатовна! Приятно,что отзываются коллеги.Алгоритм в работе над темой работает!
      Бываю в гостях и у "Буквоежек".Вы уже осваиваете таблицу умножения! У нас всё ещё впереди.
      С уважением к вам и вашей работе.

      Удалить
  9. Спасибо Елена Анатольевна ! Практические советы всегда очень ценные.

    ОтветитьУдалить
  10. Елена Анатольевна, благодарим вас за палочку-выручалочку! Применяем :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В добрый час,Евгения Анатольевна, пусть будет получится с вашей неторопыжкой;

      Удалить
  11. Добрый день, Елена Анатольевна. Выражаю огромную благодарность за то, что вы пишите в блоге поучительную информацию. Всем с гордостью рассказываю о вашем блоге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Сергеевна,благодарю и Вас за отзыв.Этот электроник-считайте,ещё один ребёнок,требующий внимания.Учусь вместе с ним и хорошо,что информация полезна для читателей.Хорошо ,что у блога появились друзья за переделами края.Родители могут смело оставлять комментарии и даже предлагать новые темы.С уважением,Елена Анатольевна.

      Удалить
    2. Елена Анатольевна, представляю сколько внимания вкладывается в электронного ребёнка! Я тоже познаю что-то новое и интересное для себя и с удовольствием делюсь с другими родителями не из нашего класса. Некоторые просят сделать распечатки.

      Удалить
  12. Алгоритм объяснения безударного гласного Варя применяет с удовольствием.
    Когда мы начали выполнять домашнее задание по распечатке, которую вы давали на дом, она начала мне все это объяснять.
    Я спросила у неё: "Что это ты мне рассказываешь про какие-то позиции, пиши и всё". На это Варя мне ответила : "Елена Анатольевна сказала так и ни как по другому". Раз сказали, делаем. А потом вы опубликовали это в блоге.Теперь всё встало понятно, про какие позиции шла речь.

    Елена Анатольевна, большое спасибо за столь подробную инструкцию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот видите,Евгения Анатольевна,иногда "устами младенца ..."Скоро выдам алгоритмы по парным согласным.Вы уж Варвару Сергеевну слушайтесь,ладно?
      С уважением,Елена Анатольевна

      Удалить
    2. Доброе утро, Елена Анатольевна! Раз такое дело, то обещаю.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Приглашу и я на уроки русского языка принцессу ИЕЯ и бублики АО! Век живи- век учись!

    ОтветитьУдалить
  14. Однозначно все мы друг у друга учимся!

    ОтветитьУдалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.