Много лет назад, пребывая в Санкт-Петербурге на курсах, зашла на Ваське в магазин издательства «Просвещение» и…Стоп! Люди подумают о том, что за Васька такой? Вася Солдатов, это не ты, и на свете тебя ещё не было. Так петербуржцы называют Васильевский остров. Так вот, с удовольствием проходя мимо полок с методическими сокровищами, беру в руки
жёлтый сборник Валентины Шукейло, листаю и прихожу в полный восторг. Мало того, что я лично обожаю писать творческие работы с учащимися и у них всё-таки впоследствии неплохо получается, а тут кладезь: разложена по полочкам вся орфографическая, словарная, лексическая работа при написании изложения и сочинения. Ура! Я теперь подкована! То, что я делала интуитивно в 90-е годы, приобрело научно-методическую основу. Ведь автор-филолог, которой я до сих пор благодарна. Несколько лет книга служила мне верой и правдой. Следуя методике, могла уже любой урок подготовить для написания творческих работ, пока одна из коллег, проработав годик в нашей школе, попросила на урок-другой и, видимо, уволилась вместе с ней. Но я успела научиться! И со своим классом написала изложение. Забегая вперёд, скажу, что справились ребята хорошо. На просторах интернета я нашла доступный текст и разработала урок. Итак…
Изложение повествовательного текста
Чтение текса учителем. Учащиеся следят по карточкам, на которых не обозначены части текста.
Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.
(По Н. Павловой)Определяем тему текста — помощь зайчонку.
Названия рассказа. Подбираем подходящие названия.
«Как лечили зайчонка»,
«Яшка - бедняжка»,
«Зайчонок-хромоножка»
2. Ищем смысловые «кусочки». Разделите рассказ на части (начало, основная часть, концовка). Начало рассказа дети подчёркивают жёлтым карандашом, основную часть зелёным, а заключительную-синим.
3. Составьте план текста.
1. Хромой зайчонок.
Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой.
2. Как лечили Яшку.
Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.
3. Счастливого пути.
В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути .
Наш текст приобрёл вот такой вид.
Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой.
Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.
В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.
4. Определим тип текста и докажите свою точку зрения. Тип текста — ПОВЕСТВОВАНИЕ, потому что в нём рассказывается о следующих друг за другом событиях.
Работа со словами- синонимами.
Подбираем синоним к слову
случилось-произошло
Возвращались-шли после рыбалки;
Тропинка-узкая дорожка;
-Что значит шла лесом?Значит-через лес.
-Что означает слово «вдруг»,когда его употребляют в речи?
Вдруг-элемент неожиданности.Какое-то событие,действие которое не было запланировано.
Заменить можно словом «неожиданно».
Выскочил-выпрыгнул.
Зайчонок-зайчишка.
В тексте несколько раз говорится л зайчишке. Как автор его называет?
-Зайчонок,он,зайчишка,зайчик,бедняга,любимец.
С какой целью автор по-разному называет зайчонка? Чтобы избежать повторов.
-Какие слова можем подобрать мы?
-Ушастик ,малыш, подопечный.
А почему автор ни разу не назвал зверька «зайцем»?
Учащиеся тонко подметили,что автор выражает сочувствие малышу.
Что такое шины?
Приспособление из твердого материала, обеспечивающее неподвижность поврежденной части тела .
-Почему автор называет малыша беднягой?
Попробуем заменить предложение «Вскоре лапка у зайчика срослась» подходящим по смыслу.
Вскоре косточки на лапке срослись.
-Почему в начале рассказа зайчонок превратился в любимца?
-Какой период времени малыш жил у ребят?
-Верным ли стало решение выпустить зайчика на волю? Почему?
После словарной работы слушаем пересказ каждой части. Запись слов-синонимов ведётся в тетради.
6. Орфографическая подготовка. На данном уроке дети проговаривали каждое слово, называя орфограмму и подбирая при необходимости проверочные слова. Часто использую приём классификации «опасных» мест по орфограммам «Безударная гласная, проверяемая ударением», «Парный согласны» и пр. У учащихся есть памятка.
Это случилось в нач_ле лета. Мы возвращ_лись (с) рыбалки. Тр_пинка шла лес_м. (В)дру_ из тр_вы выск_чил зайч_нок. Он сильно хр_мал. Мы поймали зайчишку и прин_сли д_мой.
Н_звали е_о Яшк_й. Нал_жили зайчику на перелом две маленькие ш_ны и заб_нтовали лапку. Мы налили в бутылочку с соской м_л_ка и нак_рмили б_днягу. (В)скоре лапка у зайчика ср_слась, и мы сняли повя_ку.
В к_нце лета мы выпустили св_его любимца на волю и пожелали сч_с_ливого пути
7. Перескажи подробно текст
8.Самопрочтение и самоанализ.Допустимо дать тетрадь соседу по парте и сообщить по необходимости о недочётах.Способ взаимопроверки действенный! Дети зачастую не видят собственных ошибок,так как глаз после двух уроков «замылился».Я видела работу многих дружных пар, где дети друг другу помогали и замечала поправления в тетрадях.Но,увы,не удалось избежать массовых повторений слов.Но мы учимся и результат будет лучше.Не сомневаюсь!
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо Вам огромное за такой подробный разбор изложения! Как сама на уроке у Вас побыла, послушала. Прочитали с Машей вдвоем, обратили внимание на порядок действий, сделали выводы. Теперь только вперёд!
ОтветитьУдалитьВ добрый час,Татьяна Валерьевна! Пусть статья станет помощницей!
УдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Елена Анатольевна, спасибо за Ваши рекомендации.Вот это помощник и ребятам, и родителям, не говорю уже о педагогах. Кстати, о Ваське. Да, так и есть, так и называют этот остров, причем Москвичи тоже. Знаю, слышала)))
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна,собралась духом,написала об одном из способов работы над изложением.О Питере говорить со мной "опасно".Люблю этот город,скучаю по нему.
УдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Этот материал очень полезен не только ученикам начальных классов, но и более старшим ребятам. Вот у нас некоторые до сих пор не понимают, что такое изложение, и что такое "пересказ". Быстро записывают текст во время читки, а потом переносят его 1 в 1 в тетради. А потом ещё и удивляются, почему оценки не высокие :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Иван! Рада твоему визиту.Думаю,ребятами руководит желание быстрей написать и особо не думать.Всё же надо слушать рекомендации ведущего учителя.Вот и учу сызмала.
УдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Будучи ученицей, часто писала изложения, но впервые узнала как НУЖНО его писать! Спасибо за прекрасную статью-помощницу!
ОтветитьУдалитьС уважением, Солдатова
Ирина Васильевна,здравствуйте! Вы не одиноки.В мои школьные годы шло просто чтение 3-5 раз в медленном темпе текста, а потом писали.Никакой словарной,лексической работы.Одно хорошо: мы были начитанными и проблем с подбором хотя бы синонимов,не было!
УдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Елена Анатольевна, это здорово, что вы опубликовали вашу методику в блоге! Эти правила помогут нашим детям и в старших классах. Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Евгения Анатольевна! Это только одна из форм изложений поскольку мы писали, опираясь на зрительный образ.Но будем в дальнейшем учиться писать изложения не видя перед собой текст, а только слушать.Это-слуховое восприятие.
УдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Ваша статья просто "палочка-выручалочка"!!!! И устный пересказ, и написание изложения у нас не самая сильная сторона. Большое Вам спасибо за такую помощь!!!
ОтветитьУдалитьВсегда пожалуйста,Ладушка!
Удалить