понедельник, 23 ноября 2015 г.

Пишем изложение

Много лет назад, пребывая в Санкт-Петербурге на курсах, зашла на Ваське в магазин издательства  «Просвещение» и…Стоп! Люди подумают о том, что за Васька такой? Вася Солдатов, это не ты, и на свете тебя ещё не было. Так петербуржцы называют Васильевский остров. Так вот, с удовольствием проходя мимо полок с методическими сокровищами, беру в руки
жёлтый сборник Валентины Шукейло, листаю и прихожу в полный восторг. Мало того, что я лично обожаю писать творческие работы с учащимися  и у них всё-таки впоследствии неплохо получается, а тут кладезь: разложена по полочкам вся орфографическая, словарная, лексическая работа при написании изложения и сочинения. Ура! Я теперь подкована! То, что я делала интуитивно в 90-е годы, приобрело научно-методическую основу. Ведь автор-филолог, которой я до сих пор благодарна. Несколько лет книга служила мне верой и правдой. Следуя методике, могла уже любой урок подготовить для написания творческих работ, пока одна из коллег, проработав годик в нашей школе, попросила на урок-другой и, видимо, уволилась вместе с ней. Но я успела научиться! И со своим классом написала изложение. Забегая вперёд, скажу, что справились ребята хорошо. На просторах интернета я нашла доступный текст и разработала урок. Итак…

Изложение повествовательного текста

Чтение текса учителем. Учащиеся следят по карточкам, на которых не обозначены части текста.

Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.               
(По Н. Павловой)

Определяем тему текста — помощь зайчонку.

Названия рассказа. Подбираем подходящие названия.

 «Как лечили зайчонка»,
«Яшка - бедняжка»,
«Зайчонок-хромоножка»

2. Ищем смысловые «кусочки». Разделите рассказ на части (начало, основная часть, концовка). Начало рассказа дети подчёркивают жёлтым карандашом, основную часть зелёным, а заключительную-синим.

3. Составьте план текста.

1. Хромой зайчонок.
Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой.
2. Как лечили Яшку.
Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.
3. Счастливого пути.
В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути .
Наш текст приобрёл вот такой вид.

           Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой.
           Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.
           В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.

4. Определим тип текста и докажите свою точку зрения. Тип текста — ПОВЕСТВОВАНИЕ, потому что в нём рассказывается о следующих друг за другом событиях.

Работа со словами- синонимами.

Подбираем синоним к слову
случилось-произошло
Возвращались-шли после рыбалки;
Тропинка-узкая дорожка;
-Что значит шла лесом?Значит-через лес.
-Что означает слово «вдруг»,когда его употребляют в речи?
Вдруг-элемент неожиданности.Какое-то событие,действие которое не было запланировано.
Заменить можно словом «неожиданно».
Выскочил-выпрыгнул.
Зайчонок-зайчишка.
В тексте несколько раз говорится л зайчишке. Как автор его называет?
-Зайчонок,он,зайчишка,зайчик,бедняга,любимец.
С какой целью автор по-разному называет зайчонка? Чтобы избежать повторов.
-Какие слова можем подобрать мы?
-Ушастик ,малыш, подопечный.
А почему автор ни разу не назвал зверька «зайцем»?
Учащиеся тонко подметили,что автор выражает сочувствие малышу.
Что такое шины?
Приспособление из твердого материала, обеспечивающее неподвижность поврежденной части тела .
-Почему автор называет малыша беднягой?
Попробуем заменить предложение «Вскоре лапка у зайчика срослась» подходящим по смыслу.
Вскоре косточки на лапке срослись.
-Почему в начале рассказа зайчонок превратился в любимца?
-Какой период времени малыш жил у ребят?
-Верным ли стало решение выпустить зайчика на волю? Почему?
После словарной работы слушаем пересказ каждой части. Запись слов-синонимов ведётся в тетради.

6. Орфографическая подготовка. На данном уроке дети проговаривали каждое слово, называя орфограмму и подбирая при необходимости проверочные слова. Часто использую приём классификации «опасных» мест по орфограммам «Безударная гласная, проверяемая ударением», «Парный согласны» и пр. У учащихся есть памятка.

     Это случилось в нач_ле лета. Мы возвращ_лись (с) рыбалки. Тр_пинка шла лес_м. (В)дру_ из тр_вы выск_чил зайч_нок. Он сильно хр_мал. Мы поймали зайчишку и прин_сли д_мой.
    Н_звали е_о Яшк_й. Нал_жили зайчику на перелом две маленькие    ш_ны и заб_нтовали лапку. Мы налили в бутылочку с соской м_л_ка и нак_рмили б_днягу. (В)скоре лапка у зайчика ср_слась, и мы сняли повя_ку.
    В к_нце лета мы выпустили св_его любимца на волю и пожелали сч_с_ливого пути
7. Перескажи подробно текст
8.Самопрочтение и самоанализ.Допустимо дать тетрадь соседу по парте и сообщить по необходимости о недочётах.Способ взаимопроверки действенный! Дети зачастую не видят собственных ошибок,так как глаз после двух уроков «замылился».Я видела работу многих дружных пар, где дети друг другу помогали и замечала поправления в тетрадях.Но,увы,не удалось избежать массовых повторений слов.Но мы учимся и результат будет лучше.Не сомневаюсь!





12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо Вам огромное за такой подробный разбор изложения! Как сама на уроке у Вас побыла, послушала. Прочитали с Машей вдвоем, обратили внимание на порядок действий, сделали выводы. Теперь только вперёд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В добрый час,Татьяна Валерьевна! Пусть статья станет помощницей!
      С уважением.Елена Анатольевна.

      Удалить
  2. Елена Анатольевна, спасибо за Ваши рекомендации.Вот это помощник и ребятам, и родителям, не говорю уже о педагогах. Кстати, о Ваське. Да, так и есть, так и называют этот остров, причем Москвичи тоже. Знаю, слышала)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна,собралась духом,написала об одном из способов работы над изложением.О Питере говорить со мной "опасно".Люблю этот город,скучаю по нему.
      С уважением.Елена Анатольевна.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Этот материал очень полезен не только ученикам начальных классов, но и более старшим ребятам. Вот у нас некоторые до сих пор не понимают, что такое изложение, и что такое "пересказ". Быстро записывают текст во время читки, а потом переносят его 1 в 1 в тетради. А потом ещё и удивляются, почему оценки не высокие :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван! Рада твоему визиту.Думаю,ребятами руководит желание быстрей написать и особо не думать.Всё же надо слушать рекомендации ведущего учителя.Вот и учу сызмала.
      С уважением.Елена Анатольевна.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Анатольевна. Будучи ученицей, часто писала изложения, но впервые узнала как НУЖНО его писать! Спасибо за прекрасную статью-помощницу!
    С уважением, Солдатова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Васильевна,здравствуйте! Вы не одиноки.В мои школьные годы шло просто чтение 3-5 раз в медленном темпе текста, а потом писали.Никакой словарной,лексической работы.Одно хорошо: мы были начитанными и проблем с подбором хотя бы синонимов,не было!
      С уважением.Елена Анатольевна.

      Удалить
  5. Елена Анатольевна, это здорово, что вы опубликовали вашу методику в блоге! Эти правила помогут нашим детям и в старших классах. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Евгения Анатольевна! Это только одна из форм изложений поскольку мы писали, опираясь на зрительный образ.Но будем в дальнейшем учиться писать изложения не видя перед собой текст, а только слушать.Это-слуховое восприятие.
      С уважением.Елена Анатольевна.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Елена Анатольевна. Ваша статья просто "палочка-выручалочка"!!!! И устный пересказ, и написание изложения у нас не самая сильная сторона. Большое Вам спасибо за такую помощь!!!

    ОтветитьУдалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.