пятница, 22 января 2016 г.

Путешествия с моими учениками

Что может быть такого загадочного или достойного внимания читателя в названии сообщения? Казалось бы, решив организационные и финансовые вопросы и прочитав инструктаж ученикам , можно в назначенный час садиться в автобус и отправляться на экскурсию.
Наблюдения, опыт подсказали и показали, что подобный подход меня не устраивает давным-давно, поэтому действую по-своему, зачастую осознавая, что досадование на лишнюю подготовку будет, но
результат говорит сам за себя! Избавьте меня от описания питания и пр. бытовых вопросов . Всё это-аксиома, система,которая не даёт сбоя. В век,когда в интернете всё есть, можно ездить и сидя дома на диване. Но своих учеников в будущую поездку я включаю очень активно! Всегда перед каждой экскурсией идёт теоретическая подготовка к предстоящей теме путешествия. 
Вот парочка свежих примеров. 
За месяц до визита на "Очаково"все звенья, а их четыре, готовили сообщения. Первое звено должно было рассказать о родниках и ключах, второе-о термальных природных источниках, третье- о том, что представляет собой артезианская скважина, а четвёртое поведает о колодцах! Единая тема для всего класса -использование воды человеком. Красной строкой проходят несколько уроков по кубановедению и окружающему миру в помощь ученикам.Ребята меж тем,соблюдая очерёдность, один раз в неделю выходят перед классом с сообщением.По договору с родителями, дети одного звена ищут информацию и пересылают на электронную почту главной звеньевой мамы, которая и сделает презентацию . На переменах ребята собираются по своим звеньям и "прогоняют" выступление ещё раз.


Выступление третьего звена не оставило никого равнодушным!( по какой-то технической неполадке у меня не получается вставить презентацию)


 А вот какую презентацию подготовили ребята четвёртого звена!

                

А Слава ещё и спел!
Ученики знают как порядок выступления,так и то, о чём надо рассказатьМесяц подготовки прошёл не зря.Мой класс оказался на производстве. Вот тут-то я с любопытством наблюдала за тем, как они слушают, воспринимают профессиональную информацию,всё же адаптированную для ребят младшей школы.Ни одного скучающего лица, и это, согласитесь, очень хорошо. По мере передвижения из цеха в цех, по лицам можно увидеть, что детям пока всё понятно. Задают вопросы, и они не "с потолка". Некоторые переспрашивают, уточняют.



День,когда мы с классом повторили и обговорили содержание экскурсии, был последним учебным днём, и суета захлестнула и завернула в бумажный водоворот, но никак не отняла времени обсуждения.Редкий случай, когда пришлось поручить сочинение написать на каникулах.(Эх,за что и поплатилась...Кое-кто так ничего и не сделал, но их так мало).


Вторая зимняя экскурсия пришлась на день Крещения Господня,где подготовка заключалась в том, что ребятишкам пришлось узнать о правилах поведения при посещении подобных объектов,уяснить, почему вхождение в храм девочек и мальчиков отличается. И то, что иконы это не картины.Куда и зачем ставить свечи и как не ошибиться.Поскольку тема Веры очень личная, то назиданий с моей стороны было минимальное количество. Автобусное передвижение, сопровождаемое рассказам любимого экскурсовода, подарило несколько полярных впечатлений от действий и знаний подрастающего поколения. Но главное, что способность получать и впитывать информацию показали многие дети. Видела,как сильно удивились тому, что люди трижды окунались в Кубань и задавали вопрос; "Зачем вы ныряете?"покрасневшему, но счастливому человеку.



И слышали мои ребята ответы и с юмором, и с философией, но только очень пожилой человек ответил, на мой взгляд, глубокомысленно. "Вода прощает и смывает грехи с моей души. И сейчас я испытываю блаженство".Заочные познания детей основывались на том, насколько затрагивается обозначенная тема в семье. Следующий учебный день, отмотав назад события, заставил детвору вспомнить содержание и хронологию маленького трёхчасового путешествия и написать в классе достойные работы!
О системе работы с экскурсионным материалом можно прочитать здесь. Но напоследок вопрос: может, удобнее просто заплатить, заказать да поехать без подготовок и  аналитичской работы впоследствии?

16 комментариев:

  1. Добрый вечер, Елена Анатольевна! Нельзя отказываться от формы работы, которая 100 % имеет высокий результат!!!! Ваш кропотливый труд (разъяснить, обсудить, увидеть, написать) называется ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИЕЙ, а не очередной галочкой в плане воспитательной работы. Ваши ученики (теперь уже мои родители! Как летит время!) с непередаваемым чувством уважения рассказывают о своей жизни в начальной школе и о Вас. Так держать! Не изменять себе! С уважением, Ольга Александровна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, спасибо!И название дали верное.Оказывается, вот чем я занимаюсь.А то всё думаю, зачем детей заставляла? Но шутки шутками, а взявшийся за перо младшеклассник,всё же что-то усвоит.С уважением!

      Удалить
  2. Елена Анатольевна, здравствуйте! Давно к Вам не заходила в гости :(
    А тут :) такая красота!!! Очень интересные изменения блога, вот это Вы постарались! Здорово!
    Не сидели Вы на вместе с ребятами, а всё познаёте и развиваетесь.
    А сочинения :) всё равно ведь напишут ребята.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, спасибо за визит! Работа нас закрутила в водоворот,да...А изменения, приятные глазу, результат помощи Анны Борисовны!
      Посещать экскурсии с детьми очень люблю.Их взгляд на привычные вещи для меня, очень трогателен!

      Удалить
  3. Здравствуйте Елена Анатольевна! Спасибо за большое за Вашу работу и как педагога, и как психолога, и как экскурсовода! Поверьте, мы-родители это очень ценим и благодарим Вас! У детей столько радости,счастья после экскурсий! Мой сын после посещения завода" Очаково" тарахтел без остановки! Жаль не смогли посетить экскурсию по храмам города! Думаю, радости было бы еще больше!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, благодарю Вас ! Об особой благодарности со стороны вас,пап и мам, не задумывалась,хорошо,если так.Гораздо важнее для меня видеть реакцию детворы.Ведь всё можно "прочитать"на лицах .Путешествия продолжаются?
      С уважением.

      Удалить
  4. Елена Анатольевна, спасибо за рассказ. Представляю, какой был накал страстей, когда происходил обмен информацией, когда шла работа над проекта. А какая ответственность у выступающих! Отлично , ребята проекты защитили, а теперь можно и со взрослыми на равных поговорить.
    А экскурсия в такой замечательный праздник... Сколько новых эмоций получили школьники!
    Спасибо, Елена Анатольевна, за Ваш труд, за развитие творческой активности школьников и их любознательности! С огромным уважением к Вам и Вашему труду!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна,добрый вечер! У звеньевых много работы-выстроить своих детей,прогнать материал перед выступлением. Поскольку выступает всё звено,то,надеюсь,ответственность ощущают все.А экскурсия и меня по сей день завораживает.Благодарю вас за поддержку, будем по мере сил развиваться и далее.
      С уважением.

      Удалить
  5. Елена Анатольевна. Спасибо за подробный рассказ. На "Очаково" как-будто с детьми побывала на экскурсии...
    С уважением, Солдатова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Присоединяйтесь при малейшей возможности к нам, Ирина Васильевна!Вожусь с детьми и думаю о том, что моё детство в начальных классов просто провальное в плане экскурсий по сравнению с нашими ребятами.
      С уважением.

      Удалить
  6. Елена Анатольевна, спасибо Вам огромное за такой чудесный рассказ! Никогда не приходилось бывать на заводе "Очаково", с интересом читала Вашу статью и рассматривала фотографии, а Маше-то как понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Валерьевна, здорово, что детям понравилось! И экскурсовод,Юля, вела рассказ в доступной форме.
      С уважением.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена Анатольевна) Часто, уж очень часто бываем на заводе "Очаково" с разными учениками (в год дважды минимум). Лет, наверное, 5 регулярно. И каждый раз интересно. Хоть знаешь уже почти все из экскурсии. А цех розлива всегда поражает) Особенно детям интересно, не каждый, далеко, побывает на заводе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна,Александр Сергеевич с тем,что "громкий" цех розлива-самое интересное место в экскурсии! А я замечаю, что для юных экскурсантов в экспозиции всякий раз прибавляется что-то новое!
      С уважением.

      Удалить
  8. Елена Анатольевна, здравствуйте! Еще с проекта "В гостях у Географочки" я думала пригласить Вас в свой проект: http://rodinamal.blogspot.ru/. Вы ведете исследовательскую работу с ребятами, кубановедение - Ваш "конек". Пусть это даже будет не пост от Вас (но и от Вас - тоже было бы здорово), а участие ребят - ведь они у Вас такие "продвинутые" и- читала их исследования))) . И им бы было интересно увидеть себя в качестве участников))). Возьметесь? Времени много. С ув. Ирина

    ОтветитьУдалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.