Этой истории 17 лет. Почти. Точнее, будет 22 марта. В этом году «тем» детишкам исполнится 27-29 лет. Много замечательного мы пережили с тем классом, но такой истории не повторялось более ни с кем.
Какой же был замечательный и волнующий день! Я и сама впервые в жизни в нашем крае увидела столько снега!
22 марта 1998 года мы отправились
на плато Лагонаки в Азишскую пещеру. Прочитаны энциклопедии,
посетили музей и узнали, кто такие спелеологи и каким снаряжением пользуются, спускаясь в пещеры. Мальчишки загорелись идеей, узнав, что в пещерах обитали медведи, отыскать следы оных. Парни всегда мечтают о приключениях!
посетили музей и узнали, кто такие спелеологи и каким снаряжением пользуются, спускаясь в пещеры. Мальчишки загорелись идеей, узнав, что в пещерах обитали медведи, отыскать следы оных. Парни всегда мечтают о приключениях!
Мы их и получили. Но сначала бурно радовались, глядя в окна автобуса появлению снега! Никто не смог удержаться, все вывалялись в пушистых сугробах, вдоволь наигрались в снежки! Румяные, счастливые стали спускаться под землю.
В пещере ребята притихли и ловили каждое слово экскурсовода. Саша скоро понял, что ему досталась группа подготовленных детей, и в недрах пещеры прошёл урок. «Подземные ученики» неплохо определяли виды натёчных образований и даже поразили гида тем, что знают о значении углекислого кальция для образования пещер. Об этом узнала от бабушки Маша и рассказала на перемене одноклассникам. Вопросов-нескончаемый поток.
Никак не могут расстаться, дети пытаются что-то даже записывать в блокнотиках. Чувствую ,что и Саша не хочет расставаться с ребятнёй ,но время в пещере летит незаметно, а нам надо уехать до наступления темноты. Направляемся к выходу. Почти все ребята вышли на поверхность, но впереди нас медленно идёт Лиля, которая нежно трогает ладошками влажные стены пещеры.. «Вы из Москвы приехали на каникулы?»,-спрашивает меня экскурсовод. Лиля оборачивается и заявляет ,что наш класс из Краснодара . Саша опешил и признался, что считал столичных детей умнее или уж принял нас за клуб юных спелеологов.
Выбираюсь на свет и я. Снова снежное сражение! Нам совершенно не хочется уезжать! Мои дети набарахтались в снегу так, что вымокли до нитки. Но у таких опытных туристов, как у 3 «Б» всегда всё предусмотрено. В салоне автобуса быстро и весело переодеваемся в сухую одежду и переобуваемся. Пьём тёплый чай ,который в огромных количествах запасли на класс родители. Хоть и не хочется покидать сказочно красивые места, но все понимают ,что хоть и весна ,но темнеет рано. Дорогу заносит разыгравшейся метелью. Водитель аккуратно начинает движение, но проезжает совсем немного. Впереди посередине дороги застрял в снегу белый жигулёнок так, что и колёс не видно. Водитель хотел объехать его слева ,но передним левым колесом въезжает в огромный сугроб и застревает, казалось бы, ненадолго. Сначала шофёр работает сам ,потом к нему присоединяется Юрий Матвеевич, папа Серёжи. Они пытаются вызволить колесо целый час и безрезультатно. А за окнами автобуса не тихий снегопад, метель…Хотя ещё светло.
Мне становится немного не по себе, но важно удержаться перед детьми. Кое-кто, а потом многие стали спрашивать, скоро ли поедем? Вспомнили родителей. Как бы это всё не переросло в рёв, ведь мы в снежном плену уже два часа! Волнительно становится от того, что представляю нарастающее волнение родителей, которые придут встречать детей. С нами в автобусе есть четыре мамы. Но им-то волноваться зачем? Ещё бы сообщить другим ,что все живы-здоровы, но мы задерживаемся из-за погоды! Сгущаются сумерки , метель воет, а дети притихают. У одного из мальчишек-близнецов повышается температура, его, оказывается, отправили заболевшим . Хорошо, что есть аптечка. Мы даём мальчику лекарство ,и он засыпает…
Это обстоятельство чуть не выбивает меня из колеи ,но тут мой взгляд упал на Марину Ивановну ,экскурсовода .Она что-то поела и принялась за чтение .Лицо безмятежное, ни тени страха или обеспокоенности. Бывают же люди, которые не тратят слова на утешение ,они успокаивают поведением ,действием. Ей , опытному экскурсоводу, приходилось попадать в разные экстремальные ситуации, но я –то с ребятнёй впервые выбиваюсь из графика! Перемолвившись парой фраз с Мариной Ивановной, совершенно успокаиваюсь.
Спрашиваю водителя, может и мы, пассажиры, сможем ему помочь ? Для начала мой класс работал балластом, для перемещения центра тяжести, водитель просил нас собраться в конце салона несколько раз. Не помогло. Мы высыпаем из автобуса в синие сумерки и метель и кидаемся к злополучному сугробу.
Удивительно, что я замечаю восхитительную красоту гор. Всем нам в лицо бьёт снег ,покраснели руки ,а мы упрямо пытаемся что-то раскопать. Трасса пустынна, уже темно, впереди белеет виновник нашего плена. Мимо нас проезжает «Икарус» с нашими же школьниками. Но и речи нет о том, чтобы взять часть пассажиров. У них нет лобового стекла! Хотите знать, почему и немного посмеяться?
Да потому, что в одном из аулов один подросток так донял вожака-козла своими дразнилками, что животное не выдержало ,побежало за обидчиком. Парень-то помчался со всех ног к спасению в виде автобуса ,но перед машиной присел, а козёл с размаху поприветствовал головой стекло автобуса. Водитель , больше похожий на снеговика за рулём и так всё понял и прокричал, что в Майкопе вышлет спасателей. Мы возвращаемся в тёплый салон. А мимо проезжает ещё одна машина ,на которую уже никто не обращал внимания…А зря. В машине было пять мужчин ,а это -сила!
Нас снова просят выйти и отойти на безопасное расстояние. Я обнимаю заболевшего Вадимку и прячу его лицо от ветра. Мужчины всемером стали толкать автобус…и вызволили его!
Таких воплей восторга, думаю, от целого класса ,горы не слышали. Вытащили и виновницу нашей задержки. Дети переодеваются в высохшие вещи и засыпают.
В Майкоп автобус въезжает тогда ,когда родители собираются у школы для встречи юных путешественников. Но нам в пути быть ещё три часа! Вместе с Мариной Ивановной буквально влетаем в гостиницу «Адыгея» и упрашиваем администратора связать с Краснодаром. Как хорошо ,что у меня память на числа. Через минуту прошу одну маму пойти в школу и объявить, что мы будем дома через три часа .
Вся эта поездка, а точнее, приключение, закончилось хорошо. Только Вадик на каникулах болел ,а в разговорах детей часто стало встречаться «мы», чем «Я».
Добрый день. Потрясающая история! Представляю, сколько было эмоций у всех участников поездки :) Здорово, что спустя столько лет в памяти свежи воспоминания и события тех дней. Думаю, что и участники-ученики так же хранят в памяти события той поездки.
ОтветитьУдалитьНе сомневаюсь,Ксения Николаевна! Одну из участниц недавно встретила,она сама вспоминала об этой удивительной истории со смехом,рассказывая с каким старанием откапывала колесо и пела при этом.Говорит,наелась снежинок наперёд с запасом.Незабываемый,чудесный класс был...Мне приятно,что мои эпистолярии стали оцениваться читателями.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Анатольевна. Очень интересная история, прочитала на одном дыхании.
ОтветитьУдалитьБлагодарю Вас,Наталья Сергеевна! Приключение действительно было захватывающим.И как хорошо,что в детском возрасте люди принимают такие ситуации за игру!
Удалить