Памятки для работы над произведением по литературе.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
ИМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Общее грамматическое значение (признак предмета).
2. Начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.)
3. Постоянные морфологические признаки:
качественное, относительное или притяжательное.
4. Непостоянные морфологические признаки:
а) полная или краткая форма, только у качественных
прилагательных
б) степень сравнения (сравнительная, превосходная),
в) число
г) род (в ед. числе),
д) падеж (в полной форме).
5. Синтаксическая роль. (Каким членом в предложении является.)
6.
ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Дай мне ясной жизни, судьба! (Р. Рождественский)
1. … жизни какой? - ясной. Ясной – имя прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Начальная форма – ясный.
3. Постоянные признаки: качественное.
4. Непостоянные признаки: полная форма, ед.ч., ж.р., Р.п.
5. В предложении является определением.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).
Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки:
время;
лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?)
2) Н.ф. — летать.
3) несов. в.; I спр.
4) н.в., 3-е л., ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает
Памятка 1
Прочитайте выразительно
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок)
2. Прочитайте произведение. Определите жанр и тему, основную мысль (о чем или о ком в нем говорится).
3. Какие чувства вызывает у вас это произведение? Какое настроение оно создает? Определите, каким тоном и в каком темпе нужно читать.
5. Перечитайте, делая паузы, выделяя важные слова логическими ударениями. Обращайте внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки).
6. Поупражняйтесь в чтении: прочитайте вслух несколько раз.
7. Прочитайте выразительно друзьям или родителям.
Памятка 2
Выучите наизусть
1. Прочитайте все произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определите жанр, тему, основную мысль.
2. Выучите первые две строчки, потом еще две строчки. Повторите все четыре строки с начала. (Отрывок из прозаического произведения учите по предложениям.)
3. Работайте так, пока не выучите все произведение или отрывок.
4. Закройте книгу и прочитайте произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитайте текст еще несколько раз.
Памятка 3
Читаем по ролям
(коллективная работа)
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте диалог.
3. Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чем и как они говорят?)
4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении.
5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.
6. Оцените свое чтение и чтение одноклассников.
Памятка 4
Перескажите кратко
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.
3. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их.
4. Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения.
5. Перескажите, выделяя главное в каждой части.
6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты.
Памятка 5
Перескажите подробно
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.
3. Разделите текст на смысловые части. Составьте план.
4. Перескажите каждую часть отдельно: сначала первую, затем вторую и так далее.
5. Перечитайте и перескажите все произведение подробно (близко к тексту).
6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты.
Памятка 6
Расскажите о герое
1. Прочитайте произведение. Назовите имена героев.
2. Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?
3. Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т.п.)? Как он ведет себя? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?
4. Как автор относится к герою? Как говорит о нем? Как называет?
5. Выскажи свое отношение к герою и его поступкам.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
ИМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Общее грамматическое значение (признак предмета).
2. Начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.)
3. Постоянные морфологические признаки:
качественное, относительное или притяжательное.
4. Непостоянные морфологические признаки:
а) полная или краткая форма, только у качественных
прилагательных
б) степень сравнения (сравнительная, превосходная),
в) число
г) род (в ед. числе),
д) падеж (в полной форме).
5. Синтаксическая роль. (Каким членом в предложении является.)
6.
ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Дай мне ясной жизни, судьба! (Р. Рождественский)
1. … жизни какой? - ясной. Ясной – имя прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Начальная форма – ясный.
3. Постоянные признаки: качественное.
4. Непостоянные признаки: полная форма, ед.ч., ж.р., Р.п.
5. В предложении является определением.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).
Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки:
время;
лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?)
2) Н.ф. — летать.
3) несов. в.; I спр.
4) н.в., 3-е л., ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает
Работа над ошибками.
Перед тем как выполнить работу над ошибками по математике:
а.пропиши образцы;
б.выполни работу над ошибками;
в.отступи 3 клетки вниз и выполни домашнюю работу.
Напоминаю, что в верхней и нижней клетке ничего писать нельзя.
Перед тем как выполнить работу над ошибками по русскому языку:
а.пропиши образцы;
б.выполни работу над ошибками с опорой на памятку ;
в.отступи 2 строки вниз и выполни домашнюю работу.
Между домашней и классной работой по русскому языку пропускаем 2 строки,по математике-3 клетки и пишем на 4-й.
Работа над ошибками по русскому языку
Памятка
1. Большая буква в начале предложения
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады снегу.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: У|чи|тель – 3 слога
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Делай так: оси – на
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (Ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: ель, тень, пень
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.
Делай так: дочка, речка, мощный
8. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад
волна – волны
червивый – червь
9. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
Напиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный
10. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: мороз – морозы, ягодка – ягода
Запомни! Согласные на конце слова и и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
11. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
12. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (Ь) и гласную букву.
Делай так: вьюга, листья, соловьи
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, я, ю
13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, групп – па, групповой, подгруппа
14. Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! …)
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!
15. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчерки главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (повеств, невоскл, простое, распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам
16. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Делай так: поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.
17. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный
18. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули
19. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, переехал
20. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к _ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
21. Разделительный твёрдый знак (Ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Делай так: съезд, объявление, объём
22. Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: луч (м.р.), шалаш, товарищ
Ночь (ж.р.) мощь, тишь
23. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.
Делай так: водовоз, самолёт
24. Не с глаголами (орфограмма – пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: не _ пришёл, не _ выучил, не _ узнал
25. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
, .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
26. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму (И.п., ед.ч.). Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (опушка, 1 скл., П.п. –е, на земле)
27. Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.
Делай так: у _ нас, ко_ мне, со _ мной
28. Мягкий знак на конце глаголов после шипящих.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.
Делай так: решаешь - глагол 2 –го лица
29. Падеж имени существительного.(падеж не обозначен или указан неверно).
Выпиши слово, от которого задаётся вопрос к имени существительного.В скобках необходимо писать оба вопроса.Напиши имя существительное. Укажи падеж.
Например.Кошка взлетела (на кого?чего?)на дерево. Р.п.(пример приведён с ошибкой)30.Неверно указано склонение имени существительного. Прочитай правило.Если работа велась по колонкам и допущены ошибки,расчерти страницу и запиши слова правильно.
Если ошибка в определении склонения существительного допущена в словосочетании,предложении,то при РНО правильное склонение обозначь сверху.
Правильно так: Кошка взлетела (на кого?что?) на дерево.В.п.
31.Суффиксы -иц- или -ец-.
Если допущена ошибка,делай так:
1.выдели корень слова,
2.Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род им.сущ.
3.У суффикса мужского рода суффикс-ец-, в женском-иц-.
32.Суффиксы -ичк-,-ечк-.
Еслидопущена ошибка,делай так:
1.Определи, от какого слова образовано слово.
2.Если от слова на -ица-(допустим,лисица), то пиши -ичк-.
Во всех остальных случаях пиши -ечк-.
Падеж надписывать над словом,к которому задаётся вопрос.
33.Ошибка в написании безударного окончания имени прилагательного. Найди существительное, которое связано с именем прилагательным,задай вопрос.Секрет: в вопросе все окончания имени прилагательного находятся под ударением.
Например:
Вырос дубок над син(и,е)й рекой. Над рекой (какОЙ?)/-ой,-ей,-ёй) синЕЙ.
Оформление письменных работ по русскому языку
Запись в тетрадях начинать с самой верхней линии.
- Учащиеся сами записывают число — цифрами, месяц — словом, и только с четвертого класса число и месяц записывают словами.
- Каждый вид работы выполняется с красной строки.
- Пропуск между видами заданий в классной (домашней) работе не допускается. Слово «упражнение» при выполнении соответствующего задания пишется только в домашней работе.
- Между классной и домашней работами пропускаются 2 строки.
- Подчеркивание и выделение орфограмм в 1-4 классах осуществляется простым карандашом или ручкой с зеленой пастой.
- В течение года ведутся две рабочие тетради по русскому языку и со 2-го класса вводятся отдельные тетради для контрольных работ и с 4-го — для творческих работ.
- Ошибки, допущенные учащимися в рабочих тетрадях, зачеркиваются и исправляются учителем.
- Ошибки, допущенные учащимися в работах, выносятся учителем на поля: орфографическая — «палочкой», пунктуационная — «птичкой», речевая — «Р», логическая — «Л».
- Отметка за работу (с момента ее введения) ставится справа, высотой в рабочую строку. В рабочих тетрадях допускаются оценочные суждения, сделанные учителем, начиная с 1 класса.
Оформление письменных работ по математике
- При записи на новой странице отступ: сверху, справа, слева — 1 полная клетка, внизу не дописывается 1 полная клетка.
- Число (дата) пишется арабскими цифрами, месяц прописью.
- Между строками пропускается 1 клетка.
- Между работами (классной и домашней) пропускается 4 клетки.
- Пропуск между видами заданий в классной (домашней) работе не допускается.
- В письменных работах слово «Задача» пишется посередине строки без значка, обозначающего номер, например: «Задача 44″. В 1 классе задания другого вида оформляются порядковым номером задания (без слова «примеры» и знака №); со второго класса допускается введение знака № изаписывается в начале строки. Слово «примеры» в начальной школе не пишется.
- Между столбиками примеров пропускаются 3 клетки.
- В течение года ведутся две рабочие тетради и с 2-го класса тетрадь для контрольных работ. Отметка за работу (с момента введения) ставится справа, высотой в 1 клетку.
Формулы .Как найти периметр.
Дано:
а=7 см
b=3 cm
P=? см
Р=(a+b)х2
Р=(7+3)х2
Р=20 см
Ответ:Р=20 см
Как найти неизвестную сторону:
Дано:
а=7 см
b=? cm
P=20 см
b=(P:2)-a
b=(20:2)-7
b=3 cм
Ответ:b=3 см
Как найти площадь.
Дано:
а=6 см
b=4 см
S=см2
S=aхb
S=6х4
S=24см2
Ответ:S=24см2
Как найти сторону по известной второй стороне и площади:
Дано:
а=6 см
b=? см
S=24 см2
b=S:a
b=24:6
b=4 см
Ответ:b=4 см
Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку и математике, проводится систематически. Слова «Работа над ошибками» пишутся на следующей строке после отметки.
Спасибо, Елена Анатольевна, теперь всегда есть куда "подсмотреть"!
ОтветитьУдалитьСпасибо за памятку! Очень удобно и никуда не затеряется:)
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевна, спасибо огромное за памятку, как это удобно! Мы себе всё распечатали)
ОтветитьУдалить