среда, 7 сентября 2016 г.

ОРКСЭ...Что за предмет?

Здравствуйте,уважаемые читатели! Пятый год, как я веду предмет, указанный в заглавии сообщения. Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? Если Вы почитаете статью до конца,то многие вопросы разрешатся сами собой. Чем же готова поделиться я,учитель, преподающий данный предмет? Детям нравится! Урок призывает десятилетнего человека поработать "внутри себя" со своей совестью, крепко задуматься. Надеюсь,что постепенно четвероклассники, подрастая, научатся делать первые шаги для достойного выбора, решения, поступка. Урок сопровождается презентациями, рассуждениями ребят, ведь у них уже есть небольшой жизненный опыт! Мы не молимся,
не крестимся, так как вопрос веры принимается сугубо внутри семьи и в школе не обсуждается.Хочется обратиться к взрослым, которые принимают сторону не самую верную и пытаются ограничить ребёнка в посещении данного урока и даже вести себя демонстративно (два случая имели место быть). Предмет, включён в перечень обязательных дисциплин. Скорей всего, из-за малой или недостаточной информированности.Итак,зачем в школе новый предмет?

Вопрос происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе.
Современное российское общество разбито на мелкие социальные группы – семейно-родственные, дружеские, корпоративные, криминальные и другие. Внутри них действуют определенные нормы морали, основанные на обязательствах, интересах, страхе потерять поддержку группы. За пределами группы все позволено, хорошо (морально) то, что содействует решению ее задач. В этих условиях понятия «патриотизм», «гражданственность», «национальные, общественные интересы», «общественная нравственность» теряют смысл.
Более 80% наших граждан никому и ни во что не верят, не доверяют людям не из их ближайшего круга, государству, испытывают неуверенность в собственном будущем. Большинство убеждено, что жить достойно, добросовестно трудясь и честно зарабатывая, в нашей стране невозможно, есть только два варианта: либо ловчить, вырывать кусок у другого и быть богатым, либо жить по совести и бедно.
При таком отношении к обществу и труду нельзя создать в стране современную обрабатывающую промышленность, выпускающую качественные товары. Победить коррупцию, превратить бюрократию в класс, заботящийся об интересах государства и всего общества, обеспечить справедливую систему судопроизводства и правопорядка возможно при наличии разделяемой большинством граждан системы нравственных ценностей и общественных приоритетов.
Разумеется, это не единственное условие. Но без него другие оказываются малоэффективными.
Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4 классе способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах.
Что можно посоветовать хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко - ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай.
Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем - чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения - унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями.
В Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах глубоко и последовательно проведена мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества.
В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета -  помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Например, урок 1 «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы–задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы детям?
Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку:
Люби ближнего своего, как самого себя;
·       Не убий;
·       Не кради;
·       Не лги;
·       Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;
·       Не помни зла.
Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом многих предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель. Общество, в котором не выражены нравственные приоритеты,  представляет собой слабый и больной социальный организм. В нем не поддерживают бедных, инвалидов, стариков, не воспитывают детей, потому что дети – это будущее, а будущего у множества индивидов, каждый из которых преследует свои личные цели и достигает их за счет других, нет.  Общество, в котором всегда прав только тот, кто сильнее и богаче, только внешне выглядит крепким. Чтобы разрушить его, не нужна внешняя агрессия. Такое общество крошится и ломается изнутри – в нем безостановочно идет война индивидов друг с другом .
Решение о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. 

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Анатольевна. Какая интересная и поучительная статья, нашим детям действительно не хватает нравственного воспитания. В силу занятости родителей, влияния Западных СМИ, интернета, формирует у ребенка немного не правильное представление жизни. Очень надеемся на интересные и плодотворные уроки. Спасибо. С уважением, Кожевникова Татьяна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Валерьевна! Уроки, конечно, будут интересными, а вот формирование нравственных устоев растущего человечка происходит там,где он находится.
      С уважением.

      Удалить
  2. Добрый вечер, уважаемая Елена Анатольевна. Спасибо вам за статью. Увы, до сих пор есть родители, которые не понимают ДЛЯ ЧЕГО введен предмет, ЧТО он даст ребенку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!Сколько людей-столько и мнений.Иногда с позицией трудно справиться, убедить в чём-то. Просто жаль детей, пропускают интереснейшие уроки.
      С уважением.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Статья интересная! Тут вопрос двоякий: да, изучение интересно, но и перегрузке, возможно, разговоры не утихли. Количество предметов только растет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр Сергеевич,здравствуйте! Не в бровь, а в глаз!Нагрузка и так существенна,но поскольку предмет не подразумевает с моей стороны домашних заданий, то страдает только русский язык. Всё же остальное в нравственной позиции прирастает.
      С уважением.

      Удалить
  4. Елена Анатольевна, здравствуйте!
    Вот если так объяснять значение этого предмета, думаю, многие родители не будут против. Вы всё содержание предмета разложили по полочкам. К сожалению, сегодня многие родители уверены, что это урок, основанный на религии. Вот, мол, в классе сидят и мусульмане, и православные, и атеисты... А разве доброта, патриотизм, правда и т.п. имеют национальность или относятся к какой-нибудь религии?
    Спасибо Вам за пост-статью! Буду рекомендовать родителям и учителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Родителей можно понять, ведь что-то новое всегда настораживает, тем более когда нет возможности подержать учебное пособие в руках.Надеюсь,родителям ребят я доходчиво объяснила суть предмета.
      С уважением.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо за подробный рассказ о данном предмете, очень полезный и нужный предмет, особенно в наше время!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна,здравствуйте! Нравственность и культура всегда востребованы, а именно этим качествам и учит предмет.
      С уважением.

      Удалить
  6. Здравствуйте Елена Анатольевна. Интересная статья. Считаю, что предмет нужный, особенно в наше непростое время.

    ОтветитьУдалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Темы блога

"ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (5) Анапа (5) Архыз (1) Вальс цветов (6) Внеурочная деятельность (43) Времена года (25) Год экологии (3) Гордость начальной школы (4) Дерево Дружбы (6) Дети (16) Дети нашего класса (57) Дети. Экскурсия (26) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Детские увлечения и таланты (67) Для родителей (142) Замечательное лето! (50) Интересные события (92) История (7) История Поклонимся Великим тем годам... (4) КВН (6) классика (8) Коллегам (17) Краснодар (4) Кропоткин (1) Крым (1) Кубановедение (45) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (3) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (6) Литература (19) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (18) Мастер-класс (3) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (17) методический кабинет (12) Мой класс (34) Моя родословная (1) Музей (23) Награждение (7) Наши успехи (9) Наши школьные каникулы (50) О братьях наших меньших (14) Образование (8) Окружающий мир (43) Олимпиады (10) ОРКСЭ (7) Патриотическое воспитание (24) Первоклассники (5) Песенный фестиваль.Год экологии (4) подготовка к ВПР (3) Поклонимся Великим тем годам... (13) Полезно знать (45) портфолио (11) Предметные недели (18) Проектная деятельность (13) Психология (19) Путешествуем по Краснодарскому краю (54) Путешествуем по России (13) Работы учащихся (7) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (5) риторика (3) Русский язык (8) свирель (4) Своими руками. (7) Севастополь (3) Спортивные достижения (6) сценки (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) чтение (13) Что растет у нас на даче (4) Школьная традиция (44) Эврика-юниор (4) экскурсия (13) юный натуралист (31)