Именно столько детей по моим наблюдениям ещё ни разу не обратились ко мне по имени-отчеству. А недавно….Недавно их было трое. Конечно, все дети идут по-разному на контакт со своим учителем: кто по вызову шествует к столу, кто подбегает сам. Иные и шагу ступить не дают: вопросы, вопросы, желание чем-то поделиться .Вот и думаю, друзья, коллеги, читатели о том, что же мешает человеку, который проучился почти четыре года, обратиться ко
мне? Стеснительность, зажатость, нежелание? Изредка, общаясь с родителями тех ,для кого я в школе безымянна, узнаю, что дома всё в порядке. Ну уж, по крайней мере ,знают имя
и отчество.
и отчество.
Любой человек-открытая книга, которую надо читать. Иногда всю жизнь. Сколь много удивительных страниц она таит в себе. Знают ли одноклассники друг друга? Вроде бы приноровились в общении за три с половиной года, знают слабые и сильные стороны, особенности характеров. И всё-таки…
Остаюсь в школе накануне до вечера. Пытаюсь трансформировать своё сознание,передвинуть его на несколько десятилетий назад и стать десятилетним ребёнком, вспомнить, что же было интересно мне в их возрасте. Составляю анкету из шестнадцати вопросов, распечатываю, а на обратной стороне пишу карандашом фамилию ученика. Предвкушаю утреннюю работу своих подопечных, когда, не глядя, мальчишки и девчонки возьмут со стола опросники наугад.
Я, безусловно, ставлю свои цели, когда с опорой на готовые вопросы, дети смогут написать тот вид сочинения, который называется повествованием. У юных созданий явно вызвал интерес именно такой урок с добровольным пожертвованием перемены. Правда, девчат у нас меньше, чем парней, но тем интереснее! Урок живого восприятия и сотрудничества. Детвора справилась неплохо, отметки припасены до понедельника. Я же публикую несколько выдержек.
Здравствуй, читатель! Сегодня я расскажу у С. У него большая семья: мама, папа, бабушка, дедушка. В его семье секреты можно доверять всем. Любимое место в доме находится за диваном. Зимой он туда забирается, чтобы стало тепло от батареи. У С.не хватает времени на прогулки и много времени занимает тренировка.
Я сегодня познакомился поближе с С.У неё, оказывается, очень большая семья и кошка. А любимое место, как ни странно ,шкаф, где можно спрятаться. Во дворе она по статусу подруга. Считает себя верным другом. Она весёлая и держит все секреты в тайне.
Я узнала о М. вот что: есть мама, папа, бабушка. Я думала, что у него есть сёстры или братья, но…нет. Все секреты доверяет маме, а лучший друг-папа. Дома это мальчик хозяйственный: убирает, кормит кота, пылесосит. Среди друзей мой одноклассник-лидер. Мечтает стать спортсменом и развивает в себе эти качества. Он-хохотун и торопыга. Ему нравится класс, в котором учится.
А.весёлый, умный и добрый. Дружит с ребятами во дворе. Я удивилась, когда узнала, что он любит русский и английский язык и много занимается дополнительно. Он ухаживает за своим котом, а убирает за питомцем папа.
Я расскажу об однокласснице. В семье у неё папа, мама, она и брат. Любимое место в доме -её комната .Она помогает маме готовить. Любит с подругами погулять во дворе и считает себя верным другом. Подтверждаю. Свой класс она любит.
У В.в семье живут папа, мама, кот, он сам, три бабушки и два дедушки. Он сам умеет прибрать, помогает мыть посуду. Он ничего не коллекционирует. Друзей во дворе нет. У него очень развито чувство дружбы и понимания. Он любит ходить в школу, так как здесь каждый день новые знания. Он любит посмеяться поговорить с друзьями на любые темы.
У С. Небольшая семья: мама, папа, бабушка, дедушка. Самый лучший друг-мама. Она успокоит, выручит и сохранит все секреты. В школе, как и дома, С очень спокойный. Даже общаясь с ним, я вела себя спокойнее.
Моя одноклассница очень любит свою семью и полностью ей доверяет. Самое любимое место в доме- спальня. Тихо и можно отдохнуть. Н.-настоящая хозяйка! Даже вышивает. У неё нет времени на коллекционирование. Во дворе у неё много подруг. Я считаю, что в Н. масса прекрасных качеств! Она талантлива, трудолюбива и красива. У Н.в жизни много планов. По натуре она- молчунья. Некоторых своих одноклассников она считает эрудированными.
Здравствуй, читатель. Я много узнала сегодня об этом мальчике. Например, я была удивлена тем, что он так много может делать по дому. Стало интересно, большая ли у него семья? У него есть любимая кошка и любимое занятие- плавание. Я и подумать не могла, что мой одноклассник ходит в бассейн! Конечно, я знаю, что он хохотун, но думала, что только в школе. Оказалось, что он такой же весёлый и дома, и во дворе. Считает себя верным другом. Любимое место в доме там, где сидит любимая кошка. Этот опрос мне пошёл на пользу. Столько много новых фактов, о которых я даже и не подозревала.
Вот вкратце, я думаю, достаточно, Остальное войдёт в будущую книгу. Однако, выводы сделаю и я вместе с родителями. Болезнь века коснулась и детей младшей школы- нехватка времени на то, чем им хотелось бы заниматься. Будет мудро поинтересоваться взрослым о мечтаниях своих детей. Нереализованные, они всё время напоминают о себе, уходят с возрастом на второй план , но всплывают при случае и вызывают чувство огорчения , что время упущено…
Некоторые высказывания детей о том, что им «мешает возраст»,тоже повод поговорить. Им что-то хочется, но уже осознают, что либо малы, либо- переростки. Интересно, что взгляд на один и тот же количественный состав семьи, допустим, в четыре человека, у всех очень разный! Некоторым ребятам такая семья показалась очень маленькой, другим- очень большой! Двоим не очень нравится класс, но есть с кем дружить и общаться на перемене. Одного человека коллектив бесит. А тридцать два находят свой класс вполне классным. Явно обнаруживается группа ребят, с которыми интересно всем. С лёгкостью перечисляют таланты и эрудицию одноклассников.
Удалось всё-таки сочинение или нет, ведь кроме знакомства и опроса преследовалась цель написать сочинение- повествование? Подводя черту, отвечу положительно, но по- разному. Часть ребят написали сдержанно (характер налицо!),кто-то запросил второй листочек («Остапа понесло!»).Есть крупицы интересных, живых и искренних работ. Формулировать свои мысли умеют, работа со словом и предложением, конечно ,ещё впереди. Мой взгляд иногда «цеплялся» за неровности построения фраз, но зачастую скользил легко!
Дети, вам понравилось?
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Мне понравилась такая работа в классе.
ОтветитьУдалитьЗамечательно,Ярослав! Будь я вашей сверстницей,мне бы тоже очень понравилось.Спасибо тебе за отзыв.Ты-первый.
УдалитьС уважением.ю
Елена Анатольевна, добрый день. А у меня и старшеклассники есть, которые никак ни к кому не обращаются, порой даже голову не повернут. Вот и догадайся сам, кому предназначалось сказанное. А вне школы они такие разные, и характер, и темперамент, и круг общения и семьи. Откуда тогда молчание в школе, почему игнорируется общение?))) Видно, что-то где-то было упущено ранее. Даже с психологом не особо идут на контакт, мне так тяжело с такими подростками работать, но будем
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваш обзор, интересные повествования -рассуждения написаны ребятами об одноклассниках, хорошая получиться книга в будущем
Здравствуйте, Анна Борисовна! Подростки-уже несколько иные люди. Формирование своего мировоззрения,принципы, которыми они могут "щеголять назло кому-то", обострённое чувство справедливости. Могу заметить, что в геометрической прогрессии растёт и равнодушие.Не могу здесь употребить сленговую форму,но всё и так понятно.Начальная школа...Не думаю,что идёт игнорирование, поскольку я вижу глаза ребёнка.Показалась очень интересной задача знакомств детей, у которых точки соприкосновения мало совпадают.
УдалитьСпасибо Вам, с уважением.
Здравствуйте, Елена Анатольевна я обожаю когда Вы делаете такие уроки с разными играми и приключениями! Мне очень нравится учиться, когда уроки становятся в виде игры. Маша Кожевникова.
ОтветитьУдалитьМаша,спасибо! Иногда полезно обучаться,играя.
УдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, это так интересно! Вове с Васей очень понравился урок, говорят, что узнали об одноклассниках много нового. Здорово!!! Такая работа очень сближает коллектив. С большим уважением, Солдатовы
ОтветитьУдалитьИрина Васильевна,здравствуйте! Да,детям пришлась такая форма работы и подготовки над сочинением по душе. А я -любитель наблюдать со стороны.Прекрасное взаимодействие: шустрик и хохотушка рядом с молчуном или стеснительным одноклассником и пр.Это был только первый этап работы.
ОтветитьУдалитьС уважением.