пятница, 14 июля 2017 г.

По следам классных путешествий.Родители.Часть третья.Новороссийск.

Доброго времени суток, читатели.
Делюсь с вами своими впечатлениями после экскурсии по г.Новороссийску. Сопровождением экскурсии и нескончаемым источником новой информации и знаний снова стала полюбившаяся нам Елена Сергеевна. Не совсем благоприятная погода наших планов не отменила. Мы - туристы наученные, до знаний и впечатление жадные, снарядились в путь как положено (с запасом сухой одежды и обуви). Дорога оказалась спокойной, недолгой и увлекательной. Наш экскурсовод неустанно
рассказывала обо всем, что мы видели за окном. А так же о том, что нас ждет в самом Новороссийске.    Раньше в Новороссийске я была только проездом и без экскурсовода. Этот город особо не привлекал моё внимание, казался каким-то обветшалым и промышленным. Чем он мне виделся можно представить, взглянув на его порт. Вот именно бесконечными контейнерами погрузочными кранами, так представлялся мне город-герой Новороссийск до этой экскурсии.Очень благодарна и рада, что моё мнение изменилось…  Искореженный обстрелянный вагон и ранее наводил на жуткие образы войны. И разрушенное войной здание, сохраненное как дань памяти погибшим,  я тоже уже видела.  Но только  в эту поездку узнала, что это Дворец культуры цементников, открытие которого было намечено на вечер 22 июня 1941г. Ему не суждено было выполнить своё основное предназначение. Грянула война.   В этот дождливый день даже погода передавала дух и атмосферу того времени, о котором нам поведали экскурсоводы.
Специально для нашей группы 24.10.2015г. экскурсовод единственного в мире музея цементной промышленности вышла на работу, только для нас, и работал музей.  Очень ценно, что есть столь неравнодушные люди!  На входе все экскурсанты получили забавные тапочки. Мне они напомнили пуанты. В  музее нас посвятили в процесс изготовления цемента, рассказали о жизни работников, их укладе. На стеллажах были представлены грамоты, фотографии целых поколений работников цементного завода. Были макеты, дающие представление о процессе изготовления цемента: от добычи мергеля до загрузки готового продукта в силосы.   Мне было интересно увидеть предметы интерьера и быта рабочих 30-40х годов. В музее даже запах особенный! Пахло чем-то старым, чистым, может, это было дерево и ткань. Оказывается, на мансардном этаже музея некогда жил со своей семьей Фёдор Васильевич Гладков (1883—1958).  Он писал о простых рабочих. Производственные романы «Цемент» (1925) и «Энергия» (1933) выдвинули Гладкова в первый ряд официально признанных советских писателей. Нашей группе показали сохранившийся интерьер семьи писателя, собственноручно сделанную им деревянную подставку под ноты. Федор Васильевич научился играть на пианино в 30 лет!
После мы приехали к мемориалу на Малую землю. Детям объяснили, что в таких местах необходимо вести себя особенно аккуратно и почтительно. Выйдя из автобуса, наша группа двинулась в сторону моря. Лично я вообще не сразу поняла, куда надо идти, за вырывающимся зонтиком ничего не видно. Глядя только  под ноги, дошли до памятника. Поразил!  Запомнились девятиметровые скульптуры воинов. Их лица напряжены и суровы. Даже жутковато смотреть. Внутри монумента располагается галерея боевой славы. Один вид бесконечных ступеней создаёт ощущение величия и мощи. Зазвучало музыкальное сопровождение. На стенах портреты героев. Движемся вверх. Жутко. Ощущается причастность к великому, могучему, к нашей общей трагедии. Думаю, на всех посетителей данный мемориал, подсвеченное сердце, музыкальное оформление производит неизгладимое впечатление, заставляет задуматься. Наша группа почтила память героев молчанием и так же вышла из комплекса. Обратно возвращались и обсуждали с дочерью подвиг всех воевавших, их стойкость, решимость, мужество, преданность Родине. Понимаю, насколько ничтожны и мелки те «проблемы», которые возникают в наших буднях! Мы идем под дождем, ветер выворачивает зонтик, море меняет цвет, руки мокрые и холодные. Но это каких-то 2-3 минуты. И мы снова в теплом уютном автобусе. В голове не укладывается, как люди сносили все лишения во время воин!!! Где они черпали столько мужества? Памятники и мемориалы – та мизерная дань, которую мы можем отдать героям войны!
Последним объектом нашей экскурсии стал Планетарий. Посетителям показали звездное небо, созвездия, планеты, орбиты, высадку на Луну.  Изображение внутри купола на стенах и потолке… очень  не обычно. Вертеть головой приходилось во все стороны - то ракета полетит, то космонавт на Луну высадился и идет по незнакомой поверхности. Было интересно и познавательно.
Обратная дорога хоть и оказалась длиннее, тоже была не скучной: обсуждали увиденное, делились мыслями, слушали заводное детское пение.

Кунгурова Ксения Николаевна

Здравствуйте, большие и маленькие читатели . Хочу поделиться с Вами впечатлениями о поездке.    Создалось такое ощущение, что погода старательно подбирала аккомпанемент к оформлению нашей Новороссийской экскурсии. Основной мотив - память о войне - был поддержан бэк вокалом из дождя и ветра. Осень решительно заявила о себе, позолотила деревья и разверзла небесные хляби. Мол, давно ждала,здравствуйте. Немало беспокойства доставила погода родителям, переживающим за детей. У меня тоже возникали суетливые мысли: "Как мы там будем эскурсировать-то, под дождем?". А вот и зря. Да, неудобно. Но атмосферно!    Путь до Новороссийска показался совсем недолгим. Нашего проверенного экскурсовода,  Елену Сергеевну, очень интересно слушать. У нее замечательный голос с доверительными интонациями.  Думаю, даже вертевшиеся, под влиянием природного шила, дети, многое усвоили. Ты смотришь в окно, а ее голос плетет непрерывную паутинку из удивительной информации. Мы узнали об истории и природе Краснодарского края и Адыгеи, об интересном происхождении давно знакомых названий. О том, какие народы жили здесь ранее, их быте. Нет, надо было включать диктофон и давать запись на сайт. Реферативно всего не перечислить. И как-то получается у Елены Сергеевны рисовать картинки словами. Когда она рассказывает, живо представляешь события дней минувших. Печальная история о подвиге братьев Игнатовых или битва Мстислава и Редеди, все оживает в воображении.    Новороссийск встретил нас памятным монументом "Рубеж обороны". Это 40-ка метровая, облицованная медью балка на мощных гранитных опорах. Она воспринимается как шлагбаум, преградивший дорогу врагу.     Именно по этой дороге, захватив Новороссийск,  фашисты рассчитывали  пробраться к бакинской и грозненской нефти. На площадке рядом установлен остов товарного вагона. Он изрешечен осколками мин и снарядов. На нем свыше 10 тысяч пробоин. Несколько вагонов во время боев были сброшены с рельсов нашими воинами и разделяли немецкие и советские окопы. После окончания войны жители Новороссийска решили оставить один вагон на месте былых сражений, как свидетельство ожесточенных боев.    Далее, по плану, был уникальный, в своем роде, музей цементной промышленности. Дети обулись в джинсовые "бахилы" на завязочках и отправились созерцать. В музее интересно и наглядно представлена история отрасли, а также быт людей, развивавших ее. Есть и экспозиции посвященные войне.      А теперь нас ждала "Малая земля". Расположившийся на набережной Новороссийска монумент, выглядит таким небольшим издалека. Потому его размеры очень впечатлили.
     Треугольная наклонная арка высотой 22м., напоминающая нос корабля, одним концом закреплена в море, другим на суше. На борту, уходящем в море, барельеф с бойцами, готовящимися ринуться в атаку. На противоположном – бронзовая 9м. скульптура, представляющая группу десанта: моряка, пехотинца, девушку-санинструктора и командира. Они как будто в ожидании момента высадки, полны мужества и решительности, оказаться в очень холодной воде. Внутри, широкая лестница, уходящая ввысь. Там нас ждала экспозиция, которая не требовала слов экскурсовода. Музыка и горькие строки на стене все сказали за себя. Дети и взрослые стояли, глубоко впечатленные и притихшие. Все же это очень важно - не прервать связь поколений. Заложить в подрастающее поколение уважение к подвигу людей, защищавших нашу Родину. Задумчивые и промокшие, с вырывающимися из рук зонтами, экскурсанты вернулись в автобус.
    Конечным пунктом экскурсии стал планетарий. Под его куполом развернулось мерцающее звездное небо. Экскурсия в космос оформлена как диафильм. Сказочные герои ненавязчиво рассказывают об устройстве нашей Солнечной системы.
    Возвращаясь в Краснодар, подуставшие, но, на мой взгляд, довольные ребята, запели. Просто так, для себя. Душевно.
Ольга Евгеньевна Быкова.

Пишет Ольга Дмитриевна,мама Маши Никулиной.

Наша поездка  в Новороссийск началась с сильного дождя. Первая мысль утром была « Как же мы поедем?». Но обратного пути нет, да и дети уже не такие маленькие.  Сели в автобус, поехали.
За городом, вид, открывавшийся за окном, заставил позабыть о непогоде и только восхищаться буйством осенних красок. Наш экскурсовод Елена Сергеевна рассказывала много интересного о крае. Когда ее слушаешь, кажется, что ей есть что сказать о любом клочке земли на Кубани.  Хочется отметить доброе, терпеливое отношение с ее стороны к детям, желание привить им любовь и уважение к краю .
 Вот мы приехали в Новороссийск. Для меня этот город всегда был каким-то промышленным , серым. Но подробнее узнав историю города, трагические события,  происходившие в нем во время ВОВ,  вызвали к нему почтение. Очень тронула история о том, что из всего населения к приходу советский войск осталась только одна семья из четырех человек и несколько уцелевших в бомбежке зданий.
В музее цементной промышленности можно было увидеть технологическую линию производства цемента , узнать историю развития промышленности, окунуться в быт рабочих советских времен. С удивлением узнала, что во время войны делали цементные бомбы. Дети рассматривали все экспонаты с большим интересом.
Далее мы посетили мемориал «Малая земля». Выйдя с автобуса,  попали под сильный ветер с дождем.  Сразу подумала « А наши десантники  воевали  здесь зимой». Атмосфера, царящая в мемориале и звуки музыки, заставляют  до самой глубины души  прочувствовать, пережить всю боль , ужас  войны, проникнуться благодарностью к защитникам нашей Родины.
Заканчивалась наша экскурсия посещением планетария. Думаю,  дети услышали и увидели интересную информацию о строении солнечной системы. Впечатлила карта осеннего звездного неба.
Возвращались домой под звуки  веселого детского хора. Порадовал репертуар еще нашего детства с некоторыми современными новинками.

***
Доброго  дня, читатели! Здравствуйте, Елена Анатольевна! Вот и состоялась долгожданная поездка в Новороссийск. Ранним субботним утром собрались детвора и родители у школы и под руководством учителя, пёстренькая (из-за зонтов) компания отправилась в такой же пёстренький автобус. Дорога была не очень длинная, да и не скучная совсем. Слушали экскурсовода, дети отвечали на вопросы. Вот и Новороссийск! В детстве меня  часто отправляли сюда «в ссылку» на лето к бабушке, но с такой стороны я Новороссийск увидела впервые.  Очень тронул меня вагон, расстрелянный фашистами, экскурсовод рассказывала, а у меня перед глазами проплывали страшные картинки происходящего… Постояли, послушали, загрузились в автобус и отправились в музей цементной промышленности. Здесь царит атмосфера патриотизма к нашей Родине, видно сразу, что воссоздаётся и поддерживается всё руками работников музея. Огромное им спасибо! Походили по многочисленным залам, посмотрели на макетах, как добывается и перерабатывается цемент. Дети всё пощупали, потрогали, рассмотрели поближе, конечно, тактильные ощущения дополняют слуховое восприятие! Немного похихикали над тапочками, которые выдавали в музее, они завязываются как лапти и смотрятся очень смешно. После короткого, но сытного перекуса, мы поехали на Малую Землю. Каждый раз приезжаешь сюда, а эмоции всё равно захлёстывают!  Когда играла музыка, дети стояли как завороженные. Мне кажется, каждый ученик смог испытать те чувства, которые доступны только русскому человеку, патриоту своей страны. Выйдя из музея, ребята шли к автобусу молча, каждый был тронут и думал о своем. Налетевший ветер, слегка взбодрил наших школьников, вывернув им зонты! Теперь пришлось немного посражаться с ветром. Но всё обошлось, сели в автобус, переоделись, согрелись и поехали в планетарий. Экскурсия в планетарии мне тоже понравилась, я была тут последний раз, когда сама училась в школе. Какое красивое звёздное небо, смотришь, и не верится, что находимся мы в помещении, а не под открытым небом! Настроение было просто супер, и даже дождик не смог его испортить! Когда ехали обратно домой, я погрузилась в воспоминания от увиденного. Очень радостно, что существуют такие места, куда с гордостью можно привезти детей и показать достояние нашей Родины! Спасибо за приятные впечатления!
С уважением, Кожевникова Татьяна Валерьевна .

С уважением, Солдатова Ирина Васильевна
Удивителен город Новороссийск! Бывала там несколько раз, и всё время открывала для себя что-то новое. Эта поездка, с классом моих детей, не стала исключением. Вот уж никогда не думала, что увижу музей Цементной промышленности! Музей с уникальными экспонатами. Например, весь процесс «превращения» мергеля в цемент наглядно представлен на макетах, которые можно было потрогать. Были и другие интересные экспозиции, одна из них была посвящена быту рабочих-цементников прошлого века - на детей очень произвёл впечатление работающий (!) патефон. Очень хочется, чтобы такой удивительный музей держался не только на энтузиазме его сотрудников .Посещение мемориала «Малая земля» тронуло до глубины души, наши детки тоже не остались равнодушными, да и погода помогла… Ребята прочувствовали, чтО испытали защитники этого маленького клочка земли в феврале 1943 года…Ну и под занавес – планетарий! Как будто привет из детства. Слушая радостную реакцию детворы во время сеанса, подумалось, как здорово, что эта поездка состоялась. Такое путешествие надолго останется в памяти наших третьеклашек .Спасибо большое, Елена Анатольевна, Елена Сергеевна и Ксения Николаевна за прекрасную экскурсию.

С уважением, Солдатова И.В.

1. Очень интересно читать такие отзывы родителей: глубокие, душевные, воспитывающие. Спасибо, Елена Анатольевна, что знакомите нас с родительскими работами-отзывами

1. Анна Борисовна,здравствуйте! Очень надеюсь на то, что не только родители вспомнят свои ощущения,побывав с классом,ознакомятся со взрослыми отзывами те,кто был дома,но и дети.Это было бы здорово.
      С уважением.

2. Какие у вас родители активные! Так интересно написали отзывы о поездках! Здорово!

1. Ирина Михайловна,благодарю вас.Думаю,что и родителям приятен ваш отзыв.
      С уважением.

3. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Большое спасибо родителям Ваших учеников, что написали свои впечатления о такой серьезной и непростой поездке. Чувствуется, как неравнодушно и трепетно прошла экскурсия. Это же так здорово - провести время с ребенком и вместе приобщиться к нашей великой истории - это же воспоминания на всю жизнь. С большим интересом прочитала все заметки... Спасибо Вам, Елена Анатольевна, за умение привлечь и увлечь родителей и за желание привить детям интерес - к миру, к истории, к друзьям, к самому себе. И спасибо Вашим родителям, что поддерживают Вас!

1. Эльвира Ульфатовна,здравствуйте! Испытываю и я чувство благодарности к родителям учеников,что отзывались на мои просьбы.Но мне кажется,что за эти годы и сами стали испытывать потребность проанализировать прожитый день.А дальше будут работы,которые появились из-под пера взрослых путешественников после 3-4 дней экскурсий.Пусть читают,скачивают,хранят,приобщают тех,кто не всегда был в пути.
      С уважением.

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Темы блога

Для родителей (175) Интересные события (134) Детские увлечения и таланты (95) Дети нашего класса (84) Путешествуем по Краснодарскому краю (62) Замечательное лето! (57) юный натуралист (55) Наши школьные каникулы (52) Внеурочная деятельность (48) Окружающий мир (46) Кубановедение (45) Полезно знать (44) Школьная традиция (44) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (41) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (40) Мой класс (38) Литература (33) О братьях наших меньших (31) Олимпиады (31) Дети. Экскурсия (30) Времена года (28) Предметные недели (28) Патриотическое воспитание (26) Музей (23) Проектная деятельность (18) Психология (18) Дети (17) Коллегам (17) Поклонимся Великим тем годам... (17) экскурсия (17) чтение (16) КВН (15) Путешествуем по России (14) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (13) "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (12) методический кабинет (12) портфолио (12) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (11) Гордость начальной школы (10) Наши успехи (10) Первоклассники (10) Русский язык (10) Спортивные достижения (10) История (9) ОРКСЭ (9) Образование (8) Своими руками. (8) классика (8) Анапа (7) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Награждение (7) Работы учащихся (7) риторика (7) Вальс цветов (6) Дерево Дружбы (6) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (6) Эврика-юниор (6) История Поклонимся Великим тем годам... (5) Краснодар (5) свирель (5) Год экологии (4) Мастер-класс (4) Песенный фестиваль.Год экологии (4) Что растет у нас на даче (4) Крым (3) Севастополь (3) подготовка к ВПР (3) Архыз (1) Кропоткин (1) Моя родословная (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) сценки (1)