Переход в пятый класс-не только новая ступень в образовании,но и встреча со следующим этапом жизни-отрочеством.
Через две недели наши выпускники начальной школы станут пятиклассниками.Вполне естественно, что с этим новым периодом у ребят,родителей связаны определенные опасения . Скорее всего,
чашу весов перевешивают родительские страхи.Рядом не будет педагога, к которому все привыкли.В нашем случае даже территориальное разделение налицо.Причем одни и те же моменты у разных детей могут вызывать разные реакции. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в прежнем постоянном уютном классе. Для другого - переход к кабинетной системе - долгожданная свобода, желанное разнообразие. Кто-то остро переживает расставание с любимой учительницей.
На сборе произойдёт знакомство с классным руководителем,которая озвучит все организационные вопросы.расскажет,какой кабинет закреплён за классом.Не спешите приобретать какие-то пособия заранее.Напомню лишь,что форма должна быть такой,о какой шла речь на собрании. Сменка,после которой не остаются следы на паркете.
Ребята,конечно,вам хочется показать себя с лучшей стороны,перейдя в 5 класс.
На какие моменты стоит обратить внимание именно родителям?
- Переход в среднюю школу - это возвращение в родные стены,из которого выпорхнули дети. Но и они станут новыми!.
- Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими , а теперь вновь оказываются в позиции самых младших.
- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.
- Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски,артистизм,темп ответа. Понимал практически с полуслова полужеста. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю - тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.
- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.Прояви,будущий пятиклассник,внимание на каждом уроке!
- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.
Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности, что и началось ещё в начальной школе. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Как помочь своему ребенку полнее использовать возможности этого "резервного" периода школьной жизни?
- Подскажите ребенку, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Трудно ориентироваться в системе кабинетов? Нашим ребятам придётся ходить по всем трём этажам.Кабинеты все пронумерованы, на дверях находятся таблички. Пускай ребенок откроет в своем школьном дневнике специальную страничку, запишет туда все предметы, которые будет изучать в пятом классе, против названия каждого предмета отметит номер соответствующего кабинета и этаж. Скорей всего, так и будет сделано на ближайшем классном часе.
- Пятиклассник должен хорошо знать, где находится школьное расписание. Традиционно оно вывешено в коридоре 2 этажа на стене между 23 и 25 кабинетом. Уважаемый будущий пятиклассник, собрать все необходимое для учёбы, сверившись с расписанием на завтра,только твоя задача."Забыл"что-то уже звучит несолидно.
Гардероб,находящийся в первом этаже школы является общим для всех учеников с 5 по 11 классы.Каждому будет выделено определённое место.Наличие сменной обуви и принятой формы одежды является обязательным с первого дня учёбы.
- Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель или учитель,которого они узнали за период обучения в начальной школе.Такие учителя,как Эдуард Сергеевич,Инесса Николаевна, Виктория Владимировна и Ирина Николаевна преподают и в старшей школе.Как видите,уже знакомые учителя. За эмоциональной поддержкой многие пятиклассники тянутся к своей бывшей учительнице начальных классов.Но здесь мы разделены территориально.Можно обратиться к Ульяне Васильевне в кабинет 36 а в третьем этаже.
Родители!
- Задавайте конкретные вопросы ребенку о делах в школе, интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Вам придётся вспомнить,что в 1 классе и половинке второго дети обедали стоя.Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе и т. д.?
- Найдите возможность познакомиться с новыми педагогами своего ребенка. Например, попросите классного руководителя пригласить их на родительское собрание или подойдите к ним сами. Если считаете нужным, расскажите им о каких-либо особенностях сына или дочери. Узнайте об их требованиях, критериях оценки и т. д.
- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И,конечно же,не впадает в иную крайность,совсем не интересуясь.И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей. Некоторое снижение успеваемости при переходе в среднее звено является нормой.Но при соблюдении режима учёбы,отдыха,своевременности выполнения поставленных задач, помогут юному пятикласснику быстрее войти в своё русло.
- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.
- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. Важно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Напомню,что она находится в третьем этаже.Библиотекаря зовут Оксана Анатольевна.Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Вспомните, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.
- Приглашайте к себе домой одноклассников сына или дочери. Особенно если это другой класс или школа. Так вы поможете ему быстрее наладить контакты в новой среде, обрести эмоциональную поддержку. Хорошо бы не забывать и о прежних школьных друзьях.
Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого-второго месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!
Признаки успешной адаптации:
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Источники:http://www.gymnazia5.ru/index.php/soc-pedagog-slujba/psyholog/uchitelam/230
https://zdschool10.edumsko.ru/activity/spps/articles/sovety_psihologa_vozrastnye_osobennosti_5-klassnikov
http://school-4.info/stranitsa-psihologa/informatsiya-dlya-roditeley-5-h-klassov/
Дорогие наши выпускники,мы вас любим,верим в то, что каждый может проявить себя достойно! Ваши Наталья Евгеньевна,Ольга Николаевна,Людмила Павловна,Зинаида Николаевна и Елена Анатольевна.
Через две недели наши выпускники начальной школы станут пятиклассниками.Вполне естественно, что с этим новым периодом у ребят,родителей связаны определенные опасения . Скорее всего,
чашу весов перевешивают родительские страхи.Рядом не будет педагога, к которому все привыкли.В нашем случае даже территориальное разделение налицо.Причем одни и те же моменты у разных детей могут вызывать разные реакции. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в прежнем постоянном уютном классе. Для другого - переход к кабинетной системе - долгожданная свобода, желанное разнообразие. Кто-то остро переживает расставание с любимой учительницей.
На сборе произойдёт знакомство с классным руководителем,которая озвучит все организационные вопросы.расскажет,какой кабинет закреплён за классом.Не спешите приобретать какие-то пособия заранее.Напомню лишь,что форма должна быть такой,о какой шла речь на собрании. Сменка,после которой не остаются следы на паркете.
Ребята,конечно,вам хочется показать себя с лучшей стороны,перейдя в 5 класс.
- Помним о вежливости и пунктуальности.Никто не любит опозданий!
- Стало что-то неясным на уроке,попроси учителя (в удобное для вас время) объяснить или ответить на вопрос.Оставлять "на потом"-не лучший способ.
- Время на уроке отводится на получение или закрепление знаний. В творческих способностях удобнее убеждать класс после уроков.
- Увеличится количество предметов,которые преподаются 1-2 раза в неделю.И готовиться к ним лучше в день,когда был урок.Накануне лишь повторить.
- Задают учителя столько,сколько требуется по программе данного предмета.
- при получении расписания, в том числе и доп.образования,придерживайся режима,графика подготовки к занятиям.Можно завести свой личный блокнот.
На какие моменты стоит обратить внимание именно родителям?
- Переход в среднюю школу - это возвращение в родные стены,из которого выпорхнули дети. Но и они станут новыми!.
- Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими , а теперь вновь оказываются в позиции самых младших.
- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.
- Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски,артистизм,темп ответа. Понимал практически с полуслова полужеста. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю - тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.
- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.Прояви,будущий пятиклассник,внимание на каждом уроке!
- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.
Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности, что и началось ещё в начальной школе. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Как помочь своему ребенку полнее использовать возможности этого "резервного" периода школьной жизни?
- Подскажите ребенку, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Трудно ориентироваться в системе кабинетов? Нашим ребятам придётся ходить по всем трём этажам.Кабинеты все пронумерованы, на дверях находятся таблички. Пускай ребенок откроет в своем школьном дневнике специальную страничку, запишет туда все предметы, которые будет изучать в пятом классе, против названия каждого предмета отметит номер соответствующего кабинета и этаж. Скорей всего, так и будет сделано на ближайшем классном часе.
- Пятиклассник должен хорошо знать, где находится школьное расписание. Традиционно оно вывешено в коридоре 2 этажа на стене между 23 и 25 кабинетом. Уважаемый будущий пятиклассник, собрать все необходимое для учёбы, сверившись с расписанием на завтра,только твоя задача."Забыл"что-то уже звучит несолидно.
Гардероб,находящийся в первом этаже школы является общим для всех учеников с 5 по 11 классы.Каждому будет выделено определённое место.Наличие сменной обуви и принятой формы одежды является обязательным с первого дня учёбы.
- Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель или учитель,которого они узнали за период обучения в начальной школе.Такие учителя,как Эдуард Сергеевич,Инесса Николаевна, Виктория Владимировна и Ирина Николаевна преподают и в старшей школе.Как видите,уже знакомые учителя. За эмоциональной поддержкой многие пятиклассники тянутся к своей бывшей учительнице начальных классов.Но здесь мы разделены территориально.Можно обратиться к Ульяне Васильевне в кабинет 36 а в третьем этаже.
Родители!
- Задавайте конкретные вопросы ребенку о делах в школе, интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Вам придётся вспомнить,что в 1 классе и половинке второго дети обедали стоя.Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе и т. д.?
- Найдите возможность познакомиться с новыми педагогами своего ребенка. Например, попросите классного руководителя пригласить их на родительское собрание или подойдите к ним сами. Если считаете нужным, расскажите им о каких-либо особенностях сына или дочери. Узнайте об их требованиях, критериях оценки и т. д.
- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И,конечно же,не впадает в иную крайность,совсем не интересуясь.И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей. Некоторое снижение успеваемости при переходе в среднее звено является нормой.Но при соблюдении режима учёбы,отдыха,своевременности выполнения поставленных задач, помогут юному пятикласснику быстрее войти в своё русло.
- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.
- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. Важно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Напомню,что она находится в третьем этаже.Библиотекаря зовут Оксана Анатольевна.Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Вспомните, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.
- Приглашайте к себе домой одноклассников сына или дочери. Особенно если это другой класс или школа. Так вы поможете ему быстрее наладить контакты в новой среде, обрести эмоциональную поддержку. Хорошо бы не забывать и о прежних школьных друзьях.
Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого-второго месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелание выполнять домашние задания.негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Источники:http://www.gymnazia5.ru/index.php/soc-pedagog-slujba/psyholog/uchitelam/230
https://zdschool10.edumsko.ru/activity/spps/articles/sovety_psihologa_vozrastnye_osobennosti_5-klassnikov
http://school-4.info/stranitsa-psihologa/informatsiya-dlya-roditeley-5-h-klassov/
Дорогие наши выпускники,мы вас любим,верим в то, что каждый может проявить себя достойно! Ваши Наталья Евгеньевна,Ольга Николаевна,Людмила Павловна,Зинаида Николаевна и Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Отличные советы!!! Думаю, ровно через год к ним вернусь!!!
ОтветитьУдалитьБудет новый блог для 1 "Б"? Он будет для всех открыт или только для родителей 1 "Б"?
Лилия Павловна,здравствуйте! Пользуйтесь во благо.Я немного добавила от себя необходимые сведения.Блогом буду пользоваться этим,а вкладка,на которую вы обратили внимание,поступит в распоряжение наших диалогов с родителями будущих первоклассников.
УдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, спасибо Вам за добрые, правильные, важные и очень своевременные советы. С Вашего позволения отправлю ссылку на школьный сайт.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна,здравствуйте! Пожалуйста,берите на заметку.
УдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, спасибо за советы и Ваше беспокойство за своих выпускников. Они хоть и пятиклассники,но все еще дети, которым нужна поддержка родителей.
ОтветитьУдалитьС уважением, Ковелина Ангелина Анатольевна.
Ангелина Анатольевна,здравствуйте! Родители,конечно,должны быть рядом и понимать, что "притираются" друг к другу все: и семья, и ребёнок, и учителя.Всё сложится отлично,не сомневаюсь.
УдалитьС уважением.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Вспоминаю, как я взяла свой пятый класс в 2011 г. Как же долго они адаптировались - и дети, и родители! Как долго не могли понять, что у них уже не один учитель, а несколько. 1 и 5 классы - самые стрессовые, это очень серьезно и напряженно, поэтому Ваши советы бесценны. Они помогут настроиться всем: и детям, и родителям. Пусть адаптация пройдет успешно! А у Вас, наверное, уже вовсю идет подготовка к новому 1 классу?
ОтветитьУдалитьСветлана Николаевна,как и у нас,тоже бывают притирки.Зачастую малыши нас кличут именами-отчествами своих любимых воспитателей,иногда плачут.Но дети очень быстро привыкают.Родители,конечно,волнуются,ведь своего ребёнка они не видят несколько часов.Что касается ребят постарше,пятый класс как первый.Здесь нужны крепкие дружеские руки.
УдалитьС уважением.
Елена Анатольевна! Поздравляю ваших выпускников начальной школы с преодолением первого в их жизни рубежа - окончание начальной школы!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна,спасибо! Пусть всё сложится удачно.
УдалитьС уважением.
Спасибо, уважаемая Елена Анатольевна, за добрые и нужные советы. Надеюсь, у наших деток-пятиклассников всё будет хорошо.
ОтветитьУдалитьИрина Васильевна,от всей души желаю того же!
УдалитьС уважением.