Без назиданий...Началось это во время моего учительства, когда и стационарный телефон даже не у всех был дома.Дети всегда болеют: кто-то 1-2 раза, кто-то подольше. Временами взрослые заходили в школу взять задания, и детвора, окружив бабушку или маму одноклассника, так и сыпала вопросами, когда же выйдет после болезни Наташа или Дима, Танюшка или Слава и всегда передавали привет.Как-то само собой повелось, что заболевший человек после недели отсутствия, получал от класса целый конверт записок, рисунков.Кто-то заносил домой по пути или отдавали в руки маме,зашедшей в школу. Всё было естественно, без пафоса и героизма. Могу утверждать однозначно, что сияющий от счастья человечек получал огромную порцию позитива и от души,немного стесняясь, благодарил ребят. Недавно я встречалась с 36-летней ученицей, которая показала свой школьный альбом, где в самом конце, как сокровища, хранились записки выздоровления. "Мои самые тёплые воспоминания"-так и сказала.Я,хулиганка, и вдруг получаю столько писем! Да,в "бестелефонное" время, с моими классами мы так и поступали. Традиция прижилась. Я знала и знаю, что доброе слово повышает и самооценку, и настроение, но, чтобы вернуть из небытия?..
Славка-весёлый мальчишка, обожавший уроки музыки,математику,был отличным другом.Розовощёкий паренёк с улыбкой от уха до уха.Крепыш! На физкультуре ни одно соревнование не обходилось без него. Рос он с мамой и бабушкой, но заласкан не был. Во втором классе вдруг пропал. Ни разу не болел, а здесь налицо недельное отсутствие.И в школу взрослые не заходят. Девчата,жившие с ним в одном доме, пытались разузнать,что случилось, встретили на улице заплаканную бабушку. "К Славику нельзя,девочки",-ответила бабушка. С такими новостями девчушки-пичужки налетели на меня на следующий день. Но моя встреча с мамой всё-таки состоялась. Никто ничего не мог понять из врачей. При нормальных анализах мальчишка таял на глазах и бледнел. Он еле вставал в туалет,поддерживаемый матерью и бабушкой и валился без сил в кровать. Пил только воду,температура тела едва доходила до 35,5. Снабдив контактами всех знакомых детских врачей( помогли родители в классе), мы с детворой выделяем время в конце смены и кто рисует, кто пишет записки, запечатываем в конверт и поручаем тем же девочкам передать "бандероль" Славе. Пока мать была на работе, бабушка, утерев фартуком заплаканное лицо, села на табурет перед кроватью внука и неспеша распечатала депешу. Все свои действия она комментировала, читая бесхитростные письма,где-то смеясь, где-то, задумавшись. Взглянув на Славку,она вздохнула и ,по-бабьи тихо расплакалась;" Славочка, ну выздоравливай , смотри, сколько ребят тебя ждут,нарисовали, написали".Бабушка положила всё обратно и сидела, разглаживая конверт. Щёки внука стали розоветь, на лице появилась слабая улыбка. "Баба, почитай ещё!". НАДО ли тратить много слов? Что пережила бабушка Валя, когда единственный внук пошёл на поправку!? Через несколько дней мне удалось навестить Славку.Мы крепко обнялись. Да, исхудавший, слабый но с прежней улыбкой и озорными искорками в глазах. Когда мальчишка вернулся в школу, обнимать его кинулся весь класс.Ничего, не завалили,держали крепко.Мама и бабушка испекли огромный пирог, и мы устроили чаепитие. И сказали много добрых слов одноклассникам. От смущения ученики покраснели...А вот что приключилось с мальчишкой, не знаю, да и не спрашивала. В дальнейшем он закончил школу с золотой медалью.
Санька. Он пришёл ко мне в первый класс после своей старшей сестры. Мальчишка как мальчишка, круть-верть,но доброты неисчерпаемой. Сломается у кого-то карандаш, тут же даёт запасной. Упал,больно?И поднимет, и коленки отряхнёт...Вот только его школьная жизнь оборвалась ровно через три месяца. В промозглый ноябрьский день он умудрился прийти домой в футболке, в незастёгнутой куртке и в шортах.Поленился после тренировки или не досмотрели тренеры? Вечером он в компании мамы старательно выводил букву "У".Осталось дописать парочку, как парнишка теряет сознание и падает.Мама-медсестра принимает необходимые меры, и вскоре Саньку, так и не пришедшего в сознание, везут в больницу.Три месяца мальчишка находился на ИВЛ.Никакой связи с миром даже и не наблюдалось .Лежит, как кукла. С какой-то периодичностью я созваниваюсь с родителями. Без изменений.Ну что, пробуем написать всем классом письма? Я рассказываю птенчикам , что доброе слово иногда творит чудеса. Малыши, прикусив от старания языки, выводят буквы,рисуют хомячков,попугаев, щенков. И все пишут-выздоравливай. Несколько первоклашек придумывают и тут же мастерят поделки. Всё это отдаём старшей сестре, которая просто сбита с толку, но старается учиться отлично, чтобы не огорчать родителей. Ей-то всего десять лет, а она, перепуганная поначалу, берёт себя в руки в дальнейшем и даже учится готовить, чтобы кормить папу.Мама-то всё время в больнице. Посылка передана. Реанимация.Мама в белом халате, и смеясь, и плача, читает сыну записки. "Смотри, какого кота сделала Аня!"." А Наташа пишет, что скучает по твоим смешинкам". "Сынок, сколько ребят тебя ждут"...Расплакавшаяся женщина вдруг замирает: Санька самостоятельно вздохнул.Нажатие кнопки и быстро зашедший врач убеждается, что пациент может дышать сам, аккуратно вынимает трубку. Лицо из мертвенно-бледного розовеет, и мальчишка открывает глаза. Мать берёт себя в руки.Нельзя пугать сына слезами. Голубые глаза останавливаются поочерёдно то на враче, то на потолке, то на матери.Её он узнаёт и часто-часто моргает. Засыпает...Что было дальше.Мать сообщала, что координация и речь сильно нарушена. Но вроде всё понимает. Когда его спрашивали кого и как зовут, показывая фото,разобрать через мычание было чрезвычайно тяжело. Постепенно Санька стал прежним по характеру. Но за что этому ребёнку выпало такое испытание, не знаю. Он не мог нормально ходить, не контролировал естественные процессы,мычал. Дома всё приспособили так, чтобы обезопасить паренька. Речь с натяжкой можно было разобрать.Моё имя-отчество он с удовольствием тянул при телефонном разговоре. В какой-то из дней родители решаются пригласить ребят домой. Тогда мы учились по субботам и было решено, что после уроков идём к Саше. Теперь уж мои второклассники почти самостоятельно приготовили гостинцы, в основном, мягкие игрушки, вкусняшки и, построившись по парам, отправились в гости. Санька увидел детей в окно и стал радостно смеяться.Отец,поседевший, поддерживал сына, стоя позади него.Но на лице-улыбка.Мы ввалились в квартиру, где провели часа два,танцуя с Санькой, читая ему книги или просто играя с мягкими игрушками.Сладкому столу воздали должное,как без этого. Старшая сестра, несмотря на то, что виделись в школе почти ежедневно, присела рядом со мной и обняла.Я поняла, что ей одиноко и страшно. Родители всё время посвящали сыну, а ей оставалось учиться, помогать и даже прятаться от братишки. Ведь он не всегда себя контролировал...Мы долго махали на прощание с улицы в гостеприимное окно, а я потихоньку разводила второклашек домой. Кто-то убежал самостоятельно, рядом живут...До сих пор не знаю, что приключилось с моими мальчишками, но знаю и бережно храню в памяти один момент. Никто не поджал губы и не отказался от помощи в виде письма, никто не съязвил, не поддевал. Ни взрослые, ни дети. Даже те, кто были задирами и, казалось,имели очень упрямый характер...С родителями Саньки мы поддерживали связь, кто-то из детей забегал на минутку. Мальчишка счастливо мычал в телефон Еееенананатоевна...Потом всё оборвалось Семья уехала.
Ушло то время... Многое перевернулось и настолько, что оторопь берёт.
«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью…»
В.А.Сухомлинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий
В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.