Те,
кому не интересна тема детских школьных олимпиад, может себя не утруждать
чтением, а заняться своими делами. Остальных же приглашаю к диалогу. Это не
значит, что я единолично в эпистоляриях свою точку зрения покажу, но и вас
прошу высказаться,читатели.
Все наши
ученики в начальной школе имеют явную или скрытую одарённость. Распознание,
выявление талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, который
начинается в дошкольном периоде и, по идее, должен развиваться уже с первых
шагов ребёнка в школе.
Преподаватель начального звена зачастую не знает будущих первоклассников, но на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, знакомства с семьёй, уже может сделать выводы.
Преподаватель начального звена зачастую не знает будущих первоклассников, но на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, знакомства с семьёй, уже может сделать выводы.
. С одной стороны, задача учителя
начальных классов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны,
существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и,
соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Процент
одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко понижается: если в
десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30- 40%, а
к семнадцати - только 15-20%. И «виной»
тому не является исключением учебная программа, написанная по всем канонам тематического
планирования, где для раскрытия и реализации бОльшей массы ребят просто нет
времени, особенно в старшем звене.Поскольку
видов одарённости ребёнка несколько, (академическая, интеллектуальная,
художественно-музыкальная, психомоторная, (спортивная) то позволю себе остановиться
на описании развития и поддержки интеллектуальной одарённости. Хотя возьму
паузу: все вышеперечисленные качества только приветствуются! И те, кто рисует,
вышивает, забивает голы и танцует, поёт и лепит, всем есть место на странице
моего блога «Наши таланты и способности». Проявленная наблюдательность и
размещение статьи во Всероссийском журнале «Юный натуралист», становится
поводом для чествования юного автора.
Учащиеся
с интеллектуальной одарённостью имеют отличную память, хорошо развитую речь, задают
много вопросов, но не получив ответы на них в семье, делают средством для
утоления познавательного голода учителя, интернет или энциклопедии. Я не веду
здесь речь о будущих или проявивших себя отличниках. Зачастую «особенный»
ребёнок имеет только ему присущую одарённость.
Познакомившись
с ребятами, использую метод общения и наблюдения за учеником (или группы
обучающихся), где зачастую прихожу к выводу, что ребёнок с помощью педагога и
семьи может в достаточной степени продемонстрировать интеллектуальный потенциал
через проектно-исследовательскую работу.
Процесс,
который имеет под собой конечную цель-публикацию или публичное выступление, подразумевает
общение классного руководителя и семьи по многоплановым аспектам.А это и работа
со СМИ, библиотекой, устной формой общения со сверстниками, взрослыми, сбор
фотографий, иллюстраций.
В 2014
учебном году, выпуская первый класс, очень подробно рассказала родителям о том,
что такое учебный проект, разместила инструкцию в блоге и на сайте класса.
Но
нашли в себе силы вплотную заняться проектом три семьи. На этапе сбора
информации формируется мощнейшая база работы с теоретическими источниками.
Памятки по работе, размещённые в блоге, являлись ориентиром.
Этап
практики предоставляет возможность учащимся (зачастую впервые) приобрести опыт
работы, который опровергает или подтверждает приобретённые теоретические
знания. На страницах блога «Родные просторы» появлялись фотографии и описание
опытов, которые я проводила с учениками летом.
Продвижение
от начала до конечной цели держит всех читателей блога в курсе событий. А это и
выступление на школьной научно-практической конференции «Эврика-юниор», и
публикация работ в Москве и Обнинске, и отслеживание результатов. А что же делать ребятам, которые готовы
испытать свой интеллект, но не могут заручиться поддержкой родителей так, как
было указано выше?Поскольку начальное звено МБОУ гимназии №33 несколько лет сотрудничает с центрами дополнительного образования России (и небезуспешно!), то обозначился вопрос о более значительной аудитории для знакомства с успешными учениками..Итак, четвёртый год,
как я взяла на себя труд вести олимпиады в начальной школе.
Небольшое
закулисье. Оплата через банки, очереди иногда… Каждую таблицу ответов (если
речь об Обнинских олимпиадах) проверяю. Все грамотные, но 30% не пишут учителя,
школу или город. Не примут…Исправляю, дописываю. Можно в конвертик и на почту?
Как бы не так! Разбор по предметам, классам, составление предметных таблиц,
распечатка. Теперь можно идти.
Спасибо
мамам и бабушкам, когда я в школьном рабстве, за умение иногда выручить. Три
часа я оформляла 87 работ с утра в школе. На почту потопала сама. Отправила. У
стойки улыбаюсь потому как представила радостные лица ребят. Они в школу
приходят в сентябре, а тут –дипломы! Некоторым по несколько штук сразу придут и
найдут своё местечко в папке детского портфолио.
Чтобы
вывести из закулисья, осталось рассказать о «Ёжиках», «Слонах» и т.п., которые
нам предлагает ЦДО «Снейл». Ответы никакая почта не принимает, только личный
кабинет по интернету. Несколько часов сидения-стояния ради вбивания ответов
Вашего чада.
Если
вы вникните и всмотритесь в то, что ребёнок заработал в школе и принёс домой, то
увидите баллы. Пусть где-то обидно низкие, но он хотя бы знает свои силы и, если
не сойдёт с дистанции, то будет только крепчать.
Итак, портфолио. Можно не
сомневаться, что родители «за» и «против». Может, есть аудитория под названием
«не знаю или не имею собственного мнения»...
Четырнадцать
лет назад мне привели в третий класс новенькую девочку, этакое чудо с пухлыми
щёчками и длинными косичками. Я ТАК устала от очередного ремонта в
кабинете номер одиннадцать и совсем не в учительском виде отдыхала в коридоре. А
тут мама с дочкой. На меня пришли просто посмотреть, так как и без меня (как
всегда!) было решено, что учиться эта кроха будет у меня.
Кстати,
девчушка была гораздо младше по возрасту будущих одноклассников! Мама держала в
руках толстенную папку. А мы, учителя, вредные, мало засматриваемся на успехи
новеньких детей. Такая мысль сидит в
голове:«Ты себя прояви в этом коллективе». Папку я взяла посмотреть из
вежливости. Так: читает стихи, хорошо…Поделка, играла в сценке, за отличную
учёбу. Хотелось быстрее расстаться. Руки машинально листали папку, пока я не
увидела дипломы, которые красноречиво говорили о способностях ребёнка.
Стало
интересно. Вот тогда с мамой мы и разговорились и к девочке, которая будет у
меня учиться после лета, я уже прониклась уважением.
Те
семьи, которые использовали возможность участия в интеллектуальных испытаниях
своего ребёнка в школе или дома, последние четыре года не упустили шанс
пополнить папку достижений, или портфолио. Надеюсь, будущим кадетам пригодится!
За
четыре года выработался иммунитет от высказываний разного характера. Участвуете?
Очень приятно, всегда рады! Бросили, так как устали делать за ребёнка? Так тому
и быть. Значит, пробовали ВЫ свои силы, и вы получали дипломы, но не
использовали возможность научить малыша пользоваться литературой и
интернет-источниками.
Никогда
не брались и не собираетесь. Всё верно! Не надо себя утруждать! Это гораздо
лучше того, как агрессивно настроенная часть родительской аудитории высказывает
негатив, который дети повторяют.
Своё
мнение может иметь каждый, но оскорбительные речи вести не вправе в адрес тех,
кто даёт возможность на уровне России и мира проявить себя вашему ребёнку.
В
нашем родном городе уж не знаю, где малышню начального звена можно выставить на
конкурс. Есть, конечно, один бесплатный, но от сего учреждения никогда, ничего
и никому мы не получали, хотя и были призёры, победители.
Вашим
детям, нашим ученикам через годы поступать. Представим, что нет у него ничего,
кроме аттестата. И что это за личность? Чем интересуется? На филологический,
говоришь, поступаешь? Может, таланты твои подтверждены каким-то документом?
Нет? Жаль! И пришёл такой умный юноша с амбициями для поступления в вуз, и
теперь-то понимает, что ему не хватает тех «красивых бумажек, картонок с
рисунками» и уступает своё место абитуриенту, у которого разносторонность или
направленность интересов подкреплена дипломами и сертификатами.
Я
не знаю, каковы будут условия поступления для нашей детворы, которая год за
годом подойдёт к выбору профессии.
Вот что я нашла в
интернете.
«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта".
«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта".
С
учениками второго класса мы сделали попытку систематизировать накопленные
наградные материалы и поговорить о том, какие достижения они считают приоритетными. Для фотосессии ребятам надо правильно разместить на доске грамоты
по учредителям. Справились, но не все.
Для начала помогали тем,у кого папка увесистая,развешивать дипломы.
В
третьем классе в первой же четверти мы приведём в порядок папки и обязательно
проанализируем все или частичные достижения. Замечательно, что есть наградные
материалы и за соревнования, творческие или исследовательские проекты.
Так выглядят папки у ребят 2 "Б"
Когда
детвора убежала на изо, в кабинет вошёл 4 «А» класс и в едином порыве подошли к
стенду, где находились дипломы Славика.
Так выглядят спортивные достижения.
Это те,кому одной доски оказалось мало!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.