Ох уж эти падежи! Бравой поступью шагает по третьей четверти интереснейшая тема по русскому языку. Имя ей-склонение имён существительных. Это я так думаю, учитель. Но мои ученики могут и не разделять моей уверенности. К сожалению, разнообразие учебных программ совершенно вытеснило из обихода классический учебник русского языка, по которому время на
обучение данной теме отводилось изрядное время столь много, что с трудностями справлялись те, кто часто с ними встречался.
обучение данной теме отводилось изрядное время столь много, что с трудностями справлялись те, кто часто с ними встречался.
В работе с классом меня выручают книги Татьяны Рик. Но теперь их днём с огнём не найдёшь в магазинах! Видеоматериалы, презентации? Конечно, они имеются в моём арсенале, но будут полезны тогда, когда каждый третьеклассник выучит назубок правила! Дорогой ученик, ты готов назвать, по какому морфологическому признаку имена существительные делятся на склонения? Придётся
подучить, если хочешь быть успешен. И вопрос знания падежей, их вопросов, слов-помощников, неоспорим! С такой базой и потренироваться можно. Как мы работаем в классе? Вернее, как заставляю рассуждать детей, которые весьма ленивы в этом вопросе.
подучить, если хочешь быть успешен. И вопрос знания падежей, их вопросов, слов-помощников, неоспорим! С такой базой и потренироваться можно. Как мы работаем в классе? Вернее, как заставляю рассуждать детей, которые весьма ленивы в этом вопросе.
Начнём с предложения.
Посадил дед репку.
В предложении говорится о дедушке. Кто? Что?-дед. Подлежащее. Имя существительное, являющееся подлежащим, всегда стоит в форме именительного падежа.
Теперь, внимание. Над словом «посадил» ставим крестик и ведём от него к существительному «репку» стрелочку. Зачем? Своим ученикам я привожу в пример перепрыгивания через лужу. Ты отталкиваешься от асфальта? Да. Это твоя опора. Находишься какие-то доли секунды в воздухе? Да.Это твоя связь между толчком и приземлением. Приземляешься? Да!
Вот и в процессе называния падежей происходит толчок. От главного слова задаём вопрос к другому, «летим в воздухе». Итак, «посадил» кого? что?-«репку». Задаём всегда ДВА вопроса!!! ПО вопросам понятно, что это винительный падеж. «Приземляемся» и называем падеж.
Пример со словосочетанием.
Бежал по тропинке.
Если вы поторопились задать вопрос «по чём», то я всегда отшучиваюсь и говорю, что «почём»-вопрос для бабушки на рынке, торгующей редиской.
Находим главное слово, от которого задаётся вопрос. Бежал . Ставим над ним крестик и ведём с озвучиванием стрелочку к существительному. Бежал (по кому? по чему?) по тропинке-дательный падеж.
Ветка берёзы.
Главное слово "ветка".Ставим над ним крестик.Ведём стрелочку к существительному "берёзы",задавая вопрос (кого?чего?),отвечаем-"берёзы",родительный падеж.
Ветка берёзы.
Главное слово "ветка".Ставим над ним крестик.Ведём стрелочку к существительному "берёзы",задавая вопрос (кого?чего?),отвечаем-"берёзы",родительный падеж.
В рассмотренных случаях вопрос был задан от глагола,существительного и предлога. А как быть, если ни того, ни другого?
Пример.
Корзиной.
Зовём слова-помощники. Любуюсь (кем? чем?) корзиной, творительный падеж.
Потренироваться можно здесь. Но без твёрдого знания правил успех будет сомнителен.В добрый час!
Хорошие советы, Елена Анатольевна. Важно, чтобы ребятишки не только проводили аналогии, но и учили правила.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна,иногда приходится изобретать что-то на уроке, говорить на детском языке.Но основы основ в любом предмете-правилах,никто не отменял.В классе повторяем их вслух и по звеньям, и по рядам.Надеюсь,успех не заставит себя долго ждать.
УдалитьС уважением.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! У меня тоже были "заминки" с падежами. В принципе, писала правильно, если не задумывалась (говорят это называется врожденная грамотность), а вот как начну вопросы задавать от слова к слову - обязательно такого натворю!
ОтветитьУдалитьМоя учительница русского языка просила, чтобы я на всякий случай сначала писала "не задумываясь", а потом пыталась объяснить, почему написала так (получалось меньше ошибок) :))
А самая моя "умная задумка" была, когда мы изменяли числительные.
Помню свой коронный "В одной тысяче девятистах шестидесяти восьмом году.."
Смешно сейчас, а тогда я так старалась всё это привести "в норму", как мне казалось :))
Ирина Валерьевна,здравствуйте! Читающие дети всегда имеют основательную базу для грамотного письма.Как учитель,могу назвать только шестерых ребят за годы моей практики,у которых была та самая врождённая грамотность, и все шестеро очень много читали.И я могу подтвердить, что если писать не задумываясь,иногда и ошибок делается меньше.Но такое срабатывает с теми, кто дружит с книгой.Выручает зрительная память. Будем много тренироваться, и всё у нас будет хорошо.
УдалитьС уважением.
Здравствуйте Елена Анатольевна! Очень интересное сравнение определение падежа имени существительного с прыжком через лужу! Оригинально! Думаю, это должно сработать! По своему родительскому опыту очень часто правила, которые дети могли запомнить, ассоциировала с примерами из жизни или стихотворение на ходу сочиняла, или песню пела, моментально запоминались. Мне нравится такой подход к обучению!
ОтветитьУдалитьНаталья Николаевна, спасибо! У детей прекрасно срабатывает ассоциативный ряд, когда правило учить, "как надо", утомительно!
УдалитьС уважением.
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
ОтветитьУдалитьСразу вспоминаю, как сама в школе учила падежи... Спасибо Вам за напоминание!
Лилия Павловна,здравствуйте! И я когда-то зубрила их, но без театрализации,стихов и пр.
УдалитьС уважением.
Спасибо большое 🙏
ОтветитьУдалить