понедельник, 29 февраля 2016 г.

Обобщающий урок литературы.Слагаемые успешной отметки.

Любой обобщающий урок подразумевает подведение итогов. Авторы-составители учебников для начальной школы по литературе Ефросинна Любовь Александровна и Оморокова Маргарита Ивановна   предоставляют учащимся проверить свои знания как в устной форме, так и в письменной с использованием рабочих тетрадей. Умение грамотно цитировать слова автора, высказывать свою точку зрения, даже «оспаривать» её. Великолепно подобранный материал, призванный воспитать зачатки вдумчивого читателя, зачастую терпит фиаско, наталкиваясь
на умственную лень. Трудно заработать пятёрку по письменному модулю, но получивший пятёрку человечек, достоин уважения. Вторая составляющая обобщающего урока-устный ответ. Умение ориентироваться в тексте, построение ответа, исходя из вопроса, умение рассуждать…И шуршат страницы на уроках ,мелькают пёстрые закладочки. У всех ли?
Сегодняшний урок сподвиг меня на то, что, возможно, расписав всё по пунктам, я помогу семьям, где успехи ребёнка и понимание значимости образования, станут подспорьем.
Итак, никакой велосипед не изобретался. Открываем стр.65 и ещё раз рассматриваем обложки книг тех авторов, которые писали о природе. Первое же задание-составить устный отзыв о сборнике рассказов о животных выявил желающих отвечать ребят. Памятка 7-верный помощник в составлении пересказа. Но ошибка у детей во многом схожа: они читают вопрос, на который надо уже знать ответ. Идёт потеря времени, далее создаётся ощущение неуверенности ответа. Мало кому из учеников подвластен грамотный ответ по плану, но первопроходцы всё же есть.
Второе задание с  опорой на иллюстрации вызвало затруднение, которого и не должно было быть- излишнюю словоохотливость. Доказательства по замыслу авторов должны быть ёмкими, «бьющими в цель».
Третье задание- рассказать об одном из героев народных сказок по опорной памятке вызвал меньше затруднений, но недостаток тот же-прочитывают вопрос, тратя время. Рассказ должен строиться исходя из вопросов.
Пример.
Я прочитал(-а) русскую народную сказку «Колобок», где мне встретились дед и бабушка, лиса, медведь, заяц, волк.
Главный герой сказки-колобок, а все остальные являются второстепенными. Я хочу рассказать о лисе.
В сказке лиса показана ласковой, терпеливой, хитрой. Художник нарядил её в сарафан. Лиса ведёт себя по отношению к колобку вежливо ,но своей хитростью всё-таки добивается своего-съедает главного героя.
Автор не имеет личного отношения к персонажу. А я осуждаю Лису (или приветствую её поступок)
Выполняя четвёртое задание, детям надо написать в алфавитном порядке авторов рассказов о животных.
В.Астафьев
В.Бианки.и т.д. Выписываем авторов по содержанию.
Блок «Проверь себя»
1.Александр Иванович Куприн писал рассказы о людях и животных. Так как у третьеклассников в наличии литература и хрестоматия, то количество произведений представлено в достатке. Достаём стикер и пишем на нём цифру 1.Авторы просят назвать рассказы. Ищем. Страница 39, «Синяя Звезда»,стр.56. «Барбос и Жулька», хрестоматия,стр.3.Все найденные страницы отмечаем стикером. Далее дети называют героев произведений.
Второй вопрос Автор от своего лица повествует историю в рассказе «Барбос и Жулька»
Подготовка пересказа об одном из героев А.И.Куприна  с опорой на памятку шесть. Не должно быть никаких чтений вопросов в классе. Их уже надо знать, держать в голове и строить рассказ из формулировки вопросов .и выбор-закладка готовится дома!
Четвёртый пункт очень интересен. Только приличное знание текста помогает сравнивать рассказы двух авторов о собаках.
Чем похожи ?Похожесть может быть и в хорошем, и плохом .Четвёртый вопрос? Пишем на стикере 4 М (Мамин-Сибиряк) и 4 К (Куприн)  и ищем хорошую схожесть в хрестоматии и учебнике. Ищем плохую схожесть (в чём-то даже трагичную).Меняем цвет стикера, но маркировку 4 М и 4 К оставляем, так как надо найти ответ на вопрос: как сами авторы относятся к животным. Как доказательство совсем не будет лишним прочтение цитат по учебникам.
Задание пять не вызвало затруднений.
С шестым заданием справился один.. Мальчик  сумел выписать на листочек породы тех собак, о которых прочитал на уроках литературы.

Вот это устный блок обобщающего урока .Хорошее знание текста, умение ориентироваться в произведении…К  уроку шла подготовка целую неделю. Достигнуты ли мои, учительские цели? В общем контексте-нет, в частном порядке- да. Но частностей, детей, радующих своего учителя даже не составит треть от огромного класса. Отметку хорошую получить желает каждый . Но где же усилия?

4 комментария:

  1. Увы, усилия многими не прилагаются, что очень грустно, и обидно педагогу. А он надеется, что все сделал для того, дети научились учиться)))
    Все благ Вам, Елена Анатольевна, терпения и радости от результатов своего труда

    ОтветитьУдалить
  2. Капля камень точит...Надеюсь,всё будет так,как ожидается.Спасибо,Анна Борисовна!
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна. Спасибо за подробнейшее описание-разложение задания на урок. Схема подготовки очень проста, только усилия нужно приложить - это точно. Сделали для себя определенные выводы, где-то при подготовке, углублялись в задание , а где-то "вскользь" проскочили - чего уж таить. Слабые места выявили, теперь вперед к самосовершенствованию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В добрый час,Татьяна Валерьевна. Для того и были приглашены представители семей.
      С уважением.

      Удалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Темы блога

"ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" Анапа в огороде Вальс цветов Внеурочная деятельность Во саду ли Времена года Гимназия №33 Гордость начальной школы Дети Дети нашего класса Дети. Дети. Экскурсия Детская безопасность Детская выпускная книга Детские увлечения и таланты Для родителей Замечательное лето! Интересные события История История Поклонимся Великим тем годам... Кафе "Казачок - здоровячок" КВН классика Коллегам Краснодар Кропоткин Кубановедение Кубановедение и риторика Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" Литература МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск Мастер-класс МБОУ гимназия №33 г.Краснодар методическая помощь Мой класс Моя родословная Музей Награждение Наши успехи Наши школьные каникулы О братьях наших меньших Образование Окружающий мир Олимпиады ОРКСЭ Патриотическое воспитание Первоклассники Песенный фестиваль.Год экологии подготовка к ВПР Поздравления Поздравляем Поклонимся Великим тем годам... Полезно знать портфолио праздники. Предметные недели Презентации приключения Проектная деятельность Психология Путешествуем по Краснодарскому краю Путешествуем по миру Путешествуем по России Работы учащихся Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности Русский язык С днём рождения свирель Своими руками. Севастополь события Спортивные достижения сценки Усть-Лабинск Феодосия Херсонес Таврический чтение Что растет у нас на даче экскурсия юный натуралист