Любой обобщающий урок подразумевает подведение итогов. Авторы-составители учебников для начальной школы по литературе Ефросинна Любовь Александровна и Оморокова Маргарита Ивановна предоставляют учащимся проверить свои знания как в устной форме, так и в письменной с использованием рабочих тетрадей. Умение грамотно цитировать слова автора, высказывать свою точку зрения, даже «оспаривать» её. Великолепно подобранный материал, призванный воспитать зачатки вдумчивого читателя, зачастую терпит фиаско, наталкиваясь
на некие субъективные трудности. Умение ориентироваться в тексте, построение ответа, исходя из вопроса, рассуждать…И шуршат страницы на уроках ,мелькают пёстрые закладочки. У всех ли?
на некие субъективные трудности. Умение ориентироваться в тексте, построение ответа, исходя из вопроса, рассуждать…И шуршат страницы на уроках ,мелькают пёстрые закладочки. У всех ли?
Сегодняшний урок сподвиг меня на то, что, возможно, расписав всё по пунктам, я помогу правильно готовиться к обощению.
Итак, никакой велосипед не изобретался. Открываем стр.65 и ещё раз рассматриваем обложки книг тех авторов, которые писали о природе. Первое же задание-составить устный отзыв о сборнике рассказов о животных выявил желающих отвечать ребят. Памятка(4) 7( на форзаце учебника)-верный помощник в составлении пересказа. Но ошибка у детей во многом схожа: они читают вопрос, на который надо уже знать ответ. Идёт потеря времени, далее создаётся ощущение неуверенности ответа. Мало кому из учеников подвластен грамотный ответ по плану, но первопроходцы всё же есть.
Второе задание с опорой на иллюстрации вызвало затруднение, которого и не должно было быть- излишнюю словоохотливость. Доказательства по замыслу авторов должны быть ёмкими, «бьющими в цель».
Третье задание- рассказать об одном из героев(6) народных сказок по опорной памятке вызвал меньше затруднений, но недостаток тот же-прочитывают вопрос, тратя время. Рассказ должен строиться исходя из вопросов.
Пример.
Я прочитал(-а) русскую народную сказку «Колобок», где мне встретились дед и бабушка, лиса, медведь, заяц, волк.
Главный герой сказки-колобок, а все остальные являются второстепенными. Я хочу рассказать о лисе.
В сказке лиса показана ласковой, терпеливой, хитрой. Художник нарядил её в сарафан. Лиса ведёт себя по отношению к колобку вежливо ,но своей хитростью всё-таки добивается своего-съедает главного героя.
Автор не имеет личного отношения к персонажу. А я осуждаю Лису (или приветствую её поступок)
Выполняя четвёртое задание, детям надо написать в алфавитном порядке авторов рассказов о животных.
В.Астафьев
В.Бианки.и т.д. Выписываем авторов по содержанию.
Блок «Проверь себя»
1.Александр Иванович Куприн писал рассказы о людях и животных. Так как у третьеклассников в наличии литература и хрестоматия, то количество произведений представлено в достатке. Достаём стикер и пишем на нём цифру 1.Авторы просят назвать рассказы. Ищем. Страница 39, «Синяя Звезда»,стр.56. «Барбос и Жулька», хрестоматия,стр.3.Все найденные страницы отмечаем стикером. Далее дети называют героев произведений.
Второй вопрос Автор от своего лица повествует историю в рассказе «Барбос и Жулька»
Подготовка пересказа об одном из героев А.И.Куприна с опорой на памятку шесть. Не должно быть никаких чтений вопросов в классе. Их уже надо знать, держать в голове и строить рассказ из формулировки вопросов .и выбор-закладка готовится дома!
Четвёртый пункт очень интересен. Только приличное знание текста помогает сравнивать рассказы двух авторов о собаках.
Чем похожи ?Похожесть может быть и в хорошем, и плохом .Четвёртый вопрос? Пишем на стикере 4 М (Мамин-Сибиряк) и 4 К (Куприн) и ищем хорошую схожесть в хрестоматии и учебнике. Ищем плохую схожесть (в чём-то даже трагичную).Меняем цвет стикера, но маркировку 4 М и 4 К оставляем, так как надо найти ответ на вопрос: как сами авторы относятся к животным. Как доказательство совсем не будет лишним прочтение цитат по учебникам.
Задание пять не вызвало затруднений.
С шестым заданием справился один.. Мальчик сумел выписать на листочек породы тех собак, о которых прочитал на уроках литературы.
Вот это устный блок обобщающего урока .Хорошее знание текста, умение ориентироваться в произведении…
Увы, усилия многими не прилагаются, что очень грустно, и обидно педагогу. А он надеется, что все сделал для того, дети научились учиться)))
ОтветитьУдалитьВсе благ Вам, Елена Анатольевна, терпения и радости от результатов своего труда
Капля камень точит...Надеюсь,всё будет так,как ожидается.Спасибо,Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьС уважением.
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Спасибо за подробнейшее описание-разложение задания на урок. Схема подготовки очень проста, только усилия нужно приложить - это точно. Сделали для себя определенные выводы, где-то при подготовке, углублялись в задание , а где-то "вскользь" проскочили - чего уж таить. Слабые места выявили, теперь вперед к самосовершенствованию.
ОтветитьУдалитьВ добрый час,Татьяна Валерьевна. Для того и были приглашены представители семей.
УдалитьС уважением.