Никто не сомневается в том, что есть правила, которые надо выучить и всё тут! Мы,преподаватели надеемся на то,что знания,полученные на уроках,всё же пригодятся детворе в дальнейшем.Вопрос лишь в честном ответе перед самим собой:учатся ли эти правила дома.Как,дети? В четвёртом классе по русскому языку идёт первое ознакомление с самой активной частью речи-глаголом. Как хорошо, что когда-то мне удалось приобрести занимательные учебники о частях речи Татьяны Рик.Они изрядно привносят свежую струю в объяснение новой темы, и ученики с удовольствием слушают выдержки из глав. Аудиалы довольны! Но как же дети кинестетики и визуалы? Надо задействовать весь народ не только
репродуктивной тренировкой,усвоением-осознанием правил. На помощь пришли кластеры.Чёткая информативная формулировка, и вот готов алгоритм определения спряжения глагола и выбора (с доказательством) гласной буквы в личном окончании безударной позиции.Тренировка с ударными личными окончаниями затруднений не вызвала, зато как забавно было поискать необходимые карточки в разных уголках класса и определить в колонку.
Задача звену вполне по силам.Мне кажется даже интересной.
Дети,похоже справляются.Их слушает весь класс. Ответ примерно звучит так:"Глагол изменяется по трём временам-настоящее,прошедшее,будущее.Глаголы настоящего отвечают на вопросы что делает? (-ют),будущего-что сделает?,-ют? прошедшего-что делал,-а,-и,-о?Род не забыли?
Подошедшие одноклассники наводят детей на мысль, что в схему ответов закралась ошибка, и карточка тут же убирается.
Преподаватели русского языка подскажут, что определить букву безударного гласного в личном окончании глагола можно и по третьему лицу множественного числа.Главная трудность,не поверите,заставить рассуждать,произносить вопросы! Но,получая глагол в короткой пробежке от парты к доске,ученик,выставив карточки и буквально водя пальцем по стрелкам,доказывает правильность выбранной буквы.
Надеюсь,выстроенная схема,много раз произнесённая из урока в урок, придаст уверенности ученикам в изучении новой темы.
Узнав о глаголе достаточно много, даю поручение четвёртому звену рассказать об изучаемой части речи.
Подсказка у ребятни, конечно, на первый случай была-образец морфологического разбора.
Отрепетировав,дети отвечают достаточно вразумительно.Надежда есть.
А вообще,как дела у моего класса? Что-то давно я не писала о том, что составляет наши будни.Вроде всё как обычно. Тайно готовят поздравление на доске имениннику,который,вроде знает,что его поздравят, но всё равно ждёт и волнуется.
Народ мой любит ещё и под парты сюрпризно прятаться. С упоением готовили класс к разноцветию праздника мам. С таким же удовольствием наряжали кабинет к Новому году.Стали старше-могут и сами проявить выдумку. Полюбили уроки ОРКСЭ, слушая заворожённо новую тему,но и проявляя свои познания,наблюдения.Путешествуем...Завтра музей.Что-то ждёт впереди?
И почему у нас так уроки не проводились, а..((( И ведь интересно вон как, и спина не устает, и запоминается, и дети счастливы! Мой респект Вам, Елена Анатольевна!
ОтветитьУдалитьНе знаю,уважаемая коллега.Моя учительница в школе по этому предмету полюбилась мне раз и навсегда своей ироничностью,тонким умом,красивой речью.И начитаннее куда больше мы были. Учеников своих я не каждый день "развлекаю",но даю прочувствовать трудную тему иначе.
УдалитьС уважением.
Всегда интересно, необычно, занимательно. Спасибо, Елена Анатольевна, за увлекательный рассказ о жизни класса
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна,здравствуйте! Спасибо.Иногда приходится преломлять какой либо аспект в методике для извлечения пользы.Лишь бы пригодилось.
УдалитьС уважением.
Желаю успехов в изучении глаголов!
ОтветитьУдалитьБлагодраю Вас,коллега!
УдалитьС уважением.
Добрый вечер, Елена Анатольевна! Позвольте выразить Вам свое восхищение и уважение организацией урока! Вот уж действительно - учимся играя, и движение есть, и совместное мышление - рассуждение!
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, добрый день! Спасибо Вам.Игровая форма урока имеет место быть,но,чем старше дети, тем игровой момент становится меньше,но всё же такие фрагменты должны быть.
УдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, добрый день! С такими уроками ребята с глагольными окончаниями и разборами с легкостью справятся! Супер!!!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна,здравствуйте! Надеюсь,что справятся,буду ждать неплохих результатов.
УдалитьС уважением.