понедельник, 5 марта 2018 г.

Внеклассное чтение.Есть над чем подумать.

Очередной пятничный урок внеклассного чтения был посвящён детским рассказам,которые написали Любовь Воронкова и Валентина Осеева.Помнится,читала в своё время.Стопочка тонких,но красиво иллюстрированных книг прочно осела в памяти.Житейские,простые или не очень судьбы персонажей.Обе писательницы создавали рассказы и повести в конце прошлого века..Интересно было понаблюдать,насколько современные киндеры смогут разобраться в вопросах нравственности,смогут отличить !чёрное от белого",т.к.соседство
ежедневное с ними иногда вводит в ступор.Ан нет,души семилеток чисты! Цели,которые ставили писательницы при создании рассказов,наверное,высоки для малышей,но взрослый читатель вполне осмыслит.Воспитание души в свете идеалов подлинной человечности - изначальное и, пожалуй, наиглавнейшее дело литературы. И в сегодняшнем времени, перестройке общественной психологии вместе с новыми произведениями писателей-современников участвуют и древние создания безымянного народного гения, и творения классиков, и книги сравнительно недавнего прошлого. Каждый автор вносит  что-то свое.
Повести и рассказы  В. Осеевой и Л. Воронковой, которые  предстояло прочитать, написаны более сорока лет назад. Это было время, когда советский народ в битве с немецким фашизмом защитил не только свое право на свободу и жизнь, но и будущее всего мира. Победа в этой страшной войне ковалась не одной лишь силой оружия. Мы победили фашизм еще и силой духа, силой благородных идей, самоотверженной веры в торжество правды, силой того внутреннего межчеловеческого единения, которое всегда отличает свободного и гордого человека от жалкого, своекорыстного раба и робота.
Исследуя в своих повестях нравственные истоки нашей победы над фашизмом, В. Осеева и Л. Воронкова главное внимание обращают на то, как необходимы каждому из нас  ) любовь к другим людям,   доброта, приверженность правде,   милосердие,   - все то, что делает человека человеком в истинном значении этого гордого и прекрасного слова.
Решено урок было построить в форме "Своей игры",где три категории и последующий балл за правильный ответ прирастал десятком. Лёгкая разминка показала,что в каждом ряду присутствуют дети,которые за эти две  недели прочитали много и даже осилили повесть "Девочка из города".Вопросы,впрочем,составлялись так,что даже не читая рассказа,можно было примерить на себя ситуацию, чтобы высказать свою точку зрения.Вот и вам и проявление одно из первых нравственных мерил;"А как бы ты поступил?"Вопросов,на которые ученики не знали ответов из-за того,что не читали рассказ,было в достатке,что и навело на мысль о том,что обменявшись книгами,первоклассники пройдут через такую игру ещё разок,но в смешанных командах иного состава.Понравились ли рассказы? ОДнозначно,да.На кого хотели быть похожими в поступках,или не похожи,выяснили.Вот такой урок рассуждения у нас получился с явной семёркой лидеров  и ребятами,которые работали сносно.раздумья?Хотелось соединить красной нитью чтение и русский язык.Чем не закрепление темы написания имён собственных и правил   переноса? И повторили ,и тексты перед глазами,и тишина увлечённая такая,что слышно,как перья скрипят, а результат из серии "не очень".
Почему же?
Не учли многозадачность:1.Правописание имён собственных,2.Правила переноса?Версия третья,фантастическая:не принят за учебник томик рассказов.И тем не менее есть на кого равняться и что исправлять.
А работу повторим.
В пятницу же,отзвенев звонками, первая смена отпускает детей кого на танцы,кого в продлёнку или домой.А некоторых ребят собирает на первую эрудит-тренировку.Но это -следующая история.

6 комментариев:

  1. Елена Анатольевна, добрый вечер! Как же у вас интересно на уроках! Так бы и села за парту и снова стала ученицей! А какие авторы!? Очень люблю произведения В.Осеевой, Л. Воронковой. Читаю, перечитываю и вновь делаю для себя открытия! Повезло вашим ученикам с учителем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Дмитриевна,здравствуйте! И самой нравится, а эти две писательницы одни из самых любимых.
      С уважением.

      Удалить
  2. Елена Анатольевна,здраствуйте!Спасибо за возможность окунутся в мир чтения с такими чудесными авторами как Л. Воронкова и В. Осеева. Я читаю вместе с Софией Л. Воронкову с большим удовольствием. Очень интересно читать про дружбу детей, как каждый ребёнок по-разному переживает её, про военное время, как люди жили все и дети, и взрослые, все трудились изо всех сил.Очень полезная литература настоящее время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Совершенно верно найден подход к чтению книг.Именно вместе,именно семейно,т.к.во многом приходится работать переводчиком с русского на русский,а точнее,пояснять детали различия эпох любому взрослому.
      С уважением.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Дети читают, но ЧИТАЮТ ли... Не все, к большому сожалению. Конечно, есть те, кому книга близка и понятна, но как же хочется, чтобы таких детей было больше. Такие внеклассные мероприятия все равно дает толчок, мотивируют детей, заставляют (явно или неявно) обращаться к тексту, обдумывать его, примерять на себя, разговаривать где-то мысленно с автором. Так что - спасибо Вам за эту работу... Ощущать нравственные ориентиры, чувствовать их сердцем учат книги Л.Воронковой и В. Осеевой. Дети должны их читать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна,здравствуйте.Да,хотелось бы верить,прежде всего взрослым,что рекомендованная литература прочитывается.Однако,всё познаётся именно на уроках внеклассного чтения:читал или нет.Вот и первый урок нравственности. А детям рассказы многим приглянулись,видела,как обмениваются книгами после занятий,отвечают и рассуждают во время оного.Благодарю вас за науку.
      С уважением.

      Удалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Темы блога

Для родителей (175) Интересные события (134) Детские увлечения и таланты (95) Дети нашего класса (84) Путешествуем по Краснодарскому краю (62) Замечательное лето! (57) юный натуралист (55) Наши школьные каникулы (52) Внеурочная деятельность (48) Окружающий мир (46) Кубановедение (45) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (44) Полезно знать (44) Школьная традиция (44) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (40) Мой класс (38) Литература (33) Олимпиады (32) О братьях наших меньших (31) Дети. Экскурсия (30) Времена года (28) Предметные недели (28) Патриотическое воспитание (26) Музей (23) Проектная деятельность (18) Психология (18) Дети (17) Коллегам (17) Поклонимся Великим тем годам... (17) экскурсия (17) чтение (16) КВН (15) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (14) Путешествуем по России (14) "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (12) методический кабинет (12) портфолио (12) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (11) Гордость начальной школы (10) Наши успехи (10) Первоклассники (10) Русский язык (10) Спортивные достижения (10) История (9) ОРКСЭ (9) Образование (8) Своими руками. (8) классика (8) риторика (8) Анапа (7) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Награждение (7) Работы учащихся (7) Вальс цветов (6) Дерево Дружбы (6) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (6) Эврика-юниор (6) История Поклонимся Великим тем годам... (5) Краснодар (5) свирель (5) Год экологии (4) Мастер-класс (4) Песенный фестиваль.Год экологии (4) Что растет у нас на даче (4) Крым (3) Севастополь (3) подготовка к ВПР (3) Архыз (1) Кропоткин (1) Моя родословная (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) сценки (1)