Интересно, запоминаются ли такие уроки ученикам? Развитие речи,бесконечные вопросы о значении слова,цвет,настроение.Вдохновило стихотворение И.Никитина "Русь" на разработку и проведение необычного занятия. Если почитать произведение полностью, то в силе слова можно убедиться:и гордость,и восхищение, и любовь. Не всё стихотворение напечатано в учебниках литературы. Для целости восприятия надо прослушать полностью.Приходит на помощь аудиозапись и...географическая карта.Исторический диапазон,охваченный в стихотворении,впечатляющий.Но суть ученикам удалось уловить.Работа ведётся не только по учебнику и рабочей тетради. Мой класс-обладатель замечательной "
Шкатулки",авторы Г.Д.Дегтярёва и О.Н.Бершанская. Итак,начинаем.Для каждого учащегося подготовлены индивидуальный листы,где на лицевой стороне находится таблица в три колонки.
Если читатель прослушает произведение ещё раз или ученик прочитает, то станет ясно, сколь оно разноцветно. Первое задание:выпиши в колонку цвет, раскрась подходящим карандашом. Попробуй подобрать синонимы.
Вот здесь на помощь и приходит справочник "Моя шкатулка".Посмотрим, над чем работали дети?Я выделю жирным шрифтом явное указание цвета.
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
Провокационный вопрос о выборе цвета автором не застал учащихся врасплох. Именно такие краски он увидел, о чём тут долго думать?
Усложняю; "Дети,вам не кажется, что вам есть ещё над чем поработать? Что можно "раскрасить".И вот здесь,ура, приходит и детская наблюдательность, и зрительная память, да просто небольшой жизненный опыт. В случае чего- справочник под рукой.Случаев воспользоваться им очень много. Итак, ученики пытались уловить при "раскрашивании" и времена года, и климатический пояс. Выделяю зелёным шрифтом.Особо богатой оказалась палитра водной стихии:рек,морей. Столбики пестреют.
Переворачиваем лист. Что там? Колонки. На сей раз звуки и шумы. А это-уже действия,облачённые в самую непоседливую часть речи-ГЛАГОЛ. Здесь трудности и ожидались. Эпитеты поддаются неплохо. А вот попробуйте-ка найти синонимы к глаголам. Если вчитаться,то действия,как сказали дети, здесь есть бесшумные и неподвижные. Справились не все, но попытки предпринимались.
Интереснейшая работа,должна сказать, с мощным пополнением словарного запаса,знаний даже по географии и истории.
Интереснейшая работа,должна сказать, с мощным пополнением словарного запаса,знаний даже по географии и истории.
Вторая работа по стихотворению Никитина "Утро"-кладезь и подспорье в изучении не только литературы,но и темы по риторике "громкость".Классическая музыка неплохо передала настроение. Здесь ещё и краски рассвета притаились.Интересно, найдут ли дети...
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Нашли, но надо "разложить по полочкам". Ученики рисуют солнышко и стараются передать карандашами цвет. Трудности? Есть, но анализируя ответы одноклассников, пришли к выводу, что надо воспользоваться именно таким цветом.
Интересно, что дети заметили? В этом произведение хочется ходить на цыпочках, и чтобы утки или не шумели или вообще не появлялись. Один умнейший третьеклассник заметил, что они и так "пронеслись", как мы на перемене, и снова воцарилась тишина.
Неужели её никто не нарушает? Ну как же? А рыбаки? Ведь они идут,а это либо песок скрипит под ногами,либо трава шуршит. А когда потянул ветерок, могли и камыши "шептать".
Птицы...Интересно, найдут ли кульминацию? С трудом, но удалось. "Золотыми потоками хлынуло", именно тот момент, когда утро вступило в свои права, и день наполнился привычными заботами,шумом,событиями.
Интересно, что дети заметили? В этом произведение хочется ходить на цыпочках, и чтобы утки или не шумели или вообще не появлялись. Один умнейший третьеклассник заметил, что они и так "пронеслись", как мы на перемене, и снова воцарилась тишина.
Неужели её никто не нарушает? Ну как же? А рыбаки? Ведь они идут,а это либо песок скрипит под ногами,либо трава шуршит. А когда потянул ветерок, могли и камыши "шептать".
Птицы...Интересно, найдут ли кульминацию? С трудом, но удалось. "Золотыми потоками хлынуло", именно тот момент, когда утро вступило в свои права, и день наполнился привычными заботами,шумом,событиями.
Работы ,вдохновляющей на разбор и анализ стихотворений, очень много , и выполнили третьеклассники солидное количество. Но...рамки программы. Да вот ещё трудность-проблемы с загрузкой фото.Решу-вставлю. И со "Шкатулкой"мы не расстаёмся. Воистину, бесценный и бездонный кладезь, из которого так много берёшь и становишься только богаче.
Елена Анатольевна, большое спасибо, уроки со шкатулкой замечательные, особенно для мальчиков, у них ведь глаз распознает меньше оттенков цветов чем глаз девочки, поэтому занятия со шкатулкой это супер тренажер !
ОтветитьУдалитьВторой плюс этих уроков в пополнении словарного запаса детей.
Данные из источников разнятся, но известно, что в период школьного образования ребенок узнает около 5 000 новых слов, а современный взрослый среднестатистический молодой человек использует в обычной речи от 10 000 до 20 000 слов, 30 000 слов -это словарный запас человека с высшим образованием. А словарь Даля насчитывает около 200 000 слов.
Поэтому работать нам родителям и нашим учителям есть над чем, дабы не уподобится Эллочке Людоедочке с ее 30 словами в лексиконе )
Уроки развития речи,объединим сюда литературу,риторику,русский язык,словом,гуманитарные предметы,даются не всем просто. Здесь надо трудиться над пополнением словарного запаса.Девочки пока лидируют. А по поводу распознавания цветов-разноцветные уроки ещё впереди.
УдалитьС уважением.