пятница, 27 мая 2016 г.

Подготовка.Экскурсия.Результат.

Финальным экскурсионным аккордом явился визит наших третьеклассников в Анапу. Майское путешествие, на мой взгляд, прошло вполне успешно, что подтверждено неплохим письменным результатом. К поездкам я отношусь серьёзно. Мои ученики, надеюсь, вполне понимают, что они едут работать. И они уже осознают, что приобретают знания, тесно переплетённые с историей края, страны, а написав впоследствии работу, вкладывают странички в будущую книгу своего класса. А это уже  личная история. 
Я давно выстроила систему подготовки своих ребят к экскурсиям. При желании можно почитать здесь. Намереваюсь познакомить детвору с историей Анапы, а это визит в исторический музей и музей античности. Заметьте, что только Тамань ( Гермонасса), Анапа
(Горгиппия) и Севастополь  (Херсонес) в Российской Федерации дают представление о том, что было до загадочной нашей эры. Два музея античности на территории Краснодарского края! Поймут ли дети, у которых логика ещё дремлет, ( исторические даты для них пока что набор цифр) и почему я решаю познакомить своих учеников с выбранной тематикой? Всё просто. Именно в девять-десять лет человек начинает мыслить, интересоваться окружающим миром в более широком формате. Важный момент: не упустить.


 Анапский экскурс в античность- отличная подготовка для визита в Тамань, а потом мы намереваемся посетить огромный древнегреческий город Херсонес в Крыму. Так всё- таки, зачем столько ступенек? Античность в истории - начало многому: в политике, искусстве, обществе. И эта тема по истории  в пятом классе у  ребят встречается! А посетив да написав работы, дети будут иметь минимальную базу знаний. И почему бы заново не открыть Анапу с другой стороны, а не только с пляжно-курортной?
Готовлю  ребят поэтапно. Но что же знают ученики? Осознаю, что многие уже знакомы с мифами Древней Греции, почитали книги Николая Куна. Для начала- помощь коллег. Виктория Владимировна знакомит учеников с видами посуды, античной архитектурой и скульптурой. Урок музыки дарит знакомство с темой уже с иного ракурса. Ирина Николаевна Деньщикова и Жилякова Виктория Владимировна, благодарю Вас уже не только воочию, но и со страниц блога.Музей имени Евгения Дмитриевича Фелицына распахивает двери одного из самых красивых залов имения Богарсуковых. Дети припоминают, что здесь их принимали в казачата


Экскурсовод ведёт повествование от витрины к витрине, даёт понятие об археологии как науке. Удивляет экскурсантов тем, что археологические находки случаются спонтанно, например, при прокладке труб, рытья котлована под будущее здание. Несколько витрин оказались печальными. Гид поведал притихшей детворе о способах захоронения людей. «Курганы, дольмены беру на заметку. Знаю объекты, куда не водят группы, а я повезу, получилось бы…»-  подумалось мне. За час с небольшим дети познакомились с эпохой каменного, бронзового веков и подошли к экспонатам, ярко отображающую выбранную тему для экскурсии. В этот раз  мне, видимо, не хватило настойчивости, и великолепный знаток своего дела не очень справился с волнением, увидев детскую аудиторию и не сумел адаптировать интереснейший материал к восприятию ребёнка.Намучаюсь я с ними, выписывая даже план, а тем более законченное сочинение в классе…Так, бужу свой 3 «Б» и, усадив ребятню прямо на пол, ещё раз кратко, от витрины к витрине, провожу краткий экскурс, выстраиваю логическую и историческую взаимосвязь.



Странно, поняли, запомнили. Отрадно. А мне урок: впредь настаивать на своём. Кстати, по крупицам ребята написали всё же неплохие работы. 
С Краснодарской подготовкой мы справляемся ,а вот новости из Анапы не радуют...Татьяна Константиновна Хоменко, которая встречала моих третьеклассников с 1997 года уже не работает в  музее и не имеет права на проведение экскурсии.  Работая бок о бок столько лет с Татьяной Константиновной, я привыкла к тому, что мы внимательно выслушаем друг друга даже по телефону и примутся к сведению пожелания обеих сторон. Экскурсии проходили ярко, с включением детей, а не просто послушным передвижением. Отступлю: в сборнике Фелицынских чтений 2011 года опубликована статья Хоменко Т.К. как раз о плодах нашего взаимодействия. Много лет Татьяна Константиновна работала заведующей отделом научно-просветительной работы.Кроме неё я никого не знаю, но слышала многократно с прошлого года  это имя-Валера Сотник. По телефону разговор с незнакомым человеком - вещь абстрактная, поэтому, отправляясь в "никуда", еду в Анапу. Попробую совместить личное и профессиональное. Спросив у кассира разрешения на визит к директору, получаю ответ, что присутствует только Валерий Александрович Сотник. Повезло! Экскурсовод, вняв моему прошению, даёт согласие. 
Хоть и показался мне Валерий Александрович доброй душой при личном знакомстве, а на детей при входе так «наехал» (ох, простите за сленг), что мне подумалось: «Бедные мои пташки, им и меня хватает с вечными нравоучениями!» Но пятиминутная строгость была полностью оправдана : раз ты экскурсант, то внимай, чтобы не быть Иваном, не помнящим родства».





Мой взгляд из глубины девятнадцати лет поездок с классами в Анапу: уровень экскурсоводов Татьяны Константиновны и Валерия Александровича очень высок! Каждый на свой манер знакомит с Горгиппией посетителей, но оба видят и понимают аудиторию, любят свою работу, защищают, если хотите…Как-то утомлённая солнцем отдыхающая с мужем, заглянув через ограждение, отказалась от предложения посетить музей, заявив, что нелепо платить за осмотр груды камней. Татьяна Константиновна, ожидавшая в теньке следующую группу, корректно, но решительно поставила на место невежу, приведя только эти факты: в России больше нет мест, кроме Тамани и Анапы ( на тот момент), где эрудированный человек может узнать об античности. Вот так.



Смотрю, что и Валерий Александрович-достойный преемник. Готовя свой пост, поинтересовалась им в интернете Вот что он говорит об Анапе:
Валерий Сотник, краевед: "Представьте, что мы единственный город, который владеет эпиграфическим памятником, относящим нас в те далекие времена. И, как ни странно, единственный город, который заслужил бы посещение олимпийского огня. Но так получилось, что он сюда не попал, и мы зажгли здесь свой, гермейский огонь.


После древних греков на территории Анапы жили гунны, генуэзцы, адыги и турки. Русской эта земля стала только 185 лет назад. По Адрианопольскому мирному договору, заключенному после русско-турецкой войны 1829 года, османская крепость Анапэ перешла во владение Российской Империи. Это событие в городе отмечают уличными праздниками.
Как хотите, но в день поездки моего класса, нам очень повезло с мужчинами-экскурсоводами. На ул.Протапова в свой визит девятого мая я не успевала никак, поэтому договорённость была по телефону. Сергей Николаевич оправдал все ожидания!


А как же Смирнова Елена Сергеевна ,наш автобусный гид, которую обожают слушать и дети, и родители? Мы уже друг друга понимаем с полуслова, и наши поездки всегда начинаются со звонков. Зачастую повествование в автобусе наполнено смыслом и содержанием «под заказ» классного руководителя. 
Очень часто маршрут подразумевает слагаемые интереснейших объектов. Например, выбранная тема никогда не включает посещение музея истории, маяка, первого санатория. Только Горгипппия и море свободного времени. Подходящий визит,согласитесь,для взрослой аудитории? Но детей надо увлекать! Ну как тут не показать объект, с которого начинались постройки маленькой Анапы в конце XIX века, сам маяк?.А музей распахнул свои двери перед третьеклашками красавцем только-только после реставрации.

+
Дошли руки, деньги, ура! Дети видят помещение далеко не в роли пасынка. Настаиваю, чтобы и Елена Сергеевна зашла вовнутрь. Сама-то она сюда никогда и не заходила.


О враче В.А,Будзинском мы говорили и в автобусе, и в школе. Теперь-памятник.


Если уж бояться докторов, то не этого .Его усилиями Анапа стала центром курортологии именно для детей. Почитайте книги Леонида Ивановича Баклыкова, мой заинтересованный посетитель блога.





Ребята получают информацию в двух серьёзных музеях и дружной компанией  отправляемся к дяде Саше в зоопарк. Стоп, дети, вот они, Русские ворота. Какие-то взрослые оседлали пушки для памятного кадра и прислушиваются к тому, как подошедшие третьеклассники читают информацию, высеченную на стелле внутри; «Здесь покоится прах русских воинов…» Они уже знают от меня, что любые памятники ногами не попирают.


Фото-пауза сменяется очень бодрым шагом и   восторженным общением с животными. Удалось договориться заранее о снижении цен для группы детей.



Сработало! Предпоследний визит к морю порадовал нас всех и…сувениры.


Надеюсь, не жалеете о том, что их приобрели. В 16-21 загружаемся в автобус под добродушное обзывательство меня фанаткой Еленой Сергеевной. Пусть так. Для однодневки мы всё успели.
Воскресенье ребята проводят дома. Кто-то послушался и записал рассказ на диктофон. А с понедельника закипела работа!


Пустить класс в вольное плавание и попросить написать  «что-нибудь» меня не устраивало. Совершенно не хотелось перекладывать на плечи родителей. Поэтому с ребятами сочинения создавали в школе два-три дня и даже после уроков. Краткий план таков:
1.Информация в автобусе,
2.Музей истории Анапы,
3.Маяк и набережная.
4.Горгиппия.
5.Зоопарк.
6.Море.
7.Сувениры. 
Пункты первый, второй и четвёртый находились под моим пристальным наблюдением и контролем. Но для начала все вместе вспоминали информацию, услышанную от Елены Сергеевны, а это- три часа! Вспомнили и записали в план всё, но поделиться впечатлениями можно было по выбору. Первый и второй музей? Вспоминаем, пишем всё-всё в план, а на бумагу ляжет то, что запомнилось и понравилось больше всего. Вы представляете, какая это серьёзная детальная проработка? Вспоминается всё, а ребята, которых не было с нами  в поездке, оказались в заочном путешествии. Что дальше? Останутся воспоминания на листочках? Наша работа всегда имеет продолжение. Во-первых, раз уж волею случая я буду в Анапе очень скоро, то в оба музея отправятся папки-подборки с сочинениями и рисунками, во-вторых-детские работы отправлю в подходящие издания и в-третьих-пополняем страницы детской книги им же, детям на долгую память.


Вот так я путешествую с детьми…
Благодарю за представленные фотографии Солдатову Ирину Васильевну,Кунгурову Ксению Николаевну и замечательного экскурсовода,Татьяну Константиновну.

А вот что пишут родители...

Прошло чуть больше недели со дня поездки в Анапу 3 «Б» класса во главе с Еленой Анатольевной, классным руководителем. И небольшой группы родителей, желающих новых впечатлений.
О планируемой поездке в Анапу с классом Елена Анатольевна сообщила всем заранее. Месяцев за 6  и дети, и родители получили информацию для размышления. Первая реакция моя была: и что в Анапе может быть нового и интересного? Курортный небольшой городок... Раз 6 уже были... Но возможность поехать с ребёнком активно отдохнуть и вырваться из городской рутины повлияли на моё  решение ехать. И времени было более, чем достаточно для подготовки к поездке и высвобождения 1 дня.
И вот 14  мая 2016 г. все собрались к 07: 00 утра на территории школьного двора, все бодрые и с хорошим настроением. В автобусе нас с улыбкой встретила экскурсовод Елена Сергеевна и с первых минут путешествия мы услышали много интересного о нашем крае и о привычных для многих из нас местах: историю про древние традиции и воспитание адыгов, подвиг семьи Игнатовых, дети узнали значения слова "таран", все предыдущие названия реки Кубань, когда и на каком интересном месте была образована Анапа и какое множество интересных названий она имела ранее и многое другое.
Елену Сергеевну было очень хорошо слышно в автобусе. Она в ходе экскурсии вовлекала детей и родителей в активный диалог, задавая вопросы. Мне понравилось, что многие факты и исторические события дети помнили из предыдущих экскурсий с Еленой Сергеевной.
Культурная программа была насыщенной и тщательно спланирована Еленой Анатольевной.
Часов в 11 приехали в Анапу и первый из запланированных музеев для посещения был краеведческий музей на  ул. Протапова, 1. Наша группа передвигалась из зала в зал с экскурсоводом, слушая про насекомых, животных, морских жителей Анапы. Самый главный зал в этом музее был зал, в котором были собраны экспонаты, рассказывающие о героях и событиях Крымской и Великой Отечественной войн. В зале, посвящённом виноделию, cделали общее фото и на этом экскурсия в музее истории Анапы закончилась. Это было познавательно, так как многие из нас ранее не были в этом музее.
Далее у нас был обед под деревьями на лужайке возле музея. Дети проголодались и уплетали всё, что им приготовили и заботливо упаковали родные в пакетики, баночки, судочки и коробочки. У нас был план, разработанный Еленой Анатольевной задолго до начала путешествия: маяк на берегу моря, памятник кубанскому врачу, основателю курорта Владимиру Адольфовичу Будзинскому, музей Гаргиппия, контактный зоопарк, прогулка по пляжу, лавка сувениров.
Вначале подумалось, что это очень насыщенный план и мы можем что-то не успеть... И все устанем...
Но Елена Анатольевна спланировала всё чётко и мы не тратили время на ожидание экскурсоводов, очереди в кассы и т.д. Всё было договорено и продумано заранее.
Понравилось, что Елена Анатольевна постоянно интересовалась у взрослых и детей об их впечатлениях и спрашивала их мнение об оставшихся в нашем плане мероприятиях (интересно ли будет, успеем или нет?).

Ещё до поездки на сайте класса прочитала, что 9 мая с.г. Елена Анатольевна ездила в Анапу завершить подготовительную работу и проверить, всё ли готово к нашему приезду. Вот такая скрупулёзная подготовительная работа была проведена Еленой Анатольевной при организации нашей однодневной поездки.
Мы везде побывали и ничего не пропустили. Елена Анатольевна всё время следила за временем и советовалась со всеми нами, как распланировать оставшееся время и на что его можно потратить. Но очень хотелось успеть всё. И мы успели! Поездка не была заорганизованной и прошла как «на одном дыхании».
Считаю, что поездка была познавательной и полезной не только для детей, но и для родителей. После экскурсий я изменила своё мнение об Анапе. Удивилась, с какой любовью и гордостью экскурсоводы поведали нам историю города. Cколько интересных историй было в их рассказах! То, что в Анапе в 6-8 веках проводились олимпийские игры, было для меня открытием. Есть чем гордиться! Уверена, что для детей эта однодневная поездка надолго останется в их памяти!
Елена Анатольевна, спасибо за поездку, идеально организованную и продуманную до мелочей! И спасибо за то, что Вы нашли время и терпение для такой волшебной экскурсии. Получилось настоящее Путешествие «ручной сборки»! Самое ценное для меня - возможность побыть целый день с Алисой вне повседневной рутины. Спасибо Вам за такую возможность!

Сенцова Юлия Владимировна.

Поездка в древний город.
Вот наступил день очередной спланированной экскурсии наших третьеклассников. В конце учебного года дети отправились смотреть раскопки древнего города Горгиппия. Экскурсия серьезная, подготовка к ней началась ещё в Краснодаре – дети посетили краеведческий музей, познакомились с античностью, ещё ранее сами собирали информацию о Горгиппии, готовили презентации. В дороге нас привычно сопровождала экскурсовод Елена Сергеевна. Вместе с детьми она повторила ранее пройденный материал, тем более, что дорога для наших ребят уже знакома. Мне уже доводилось быть в Анапе. Но посещение любого места с экскурсоводом – мероприятие куда более захватывающее! Город встретил нас свежайшим воздухом, отличной солнечной погодой, спокойствием. Летом в Анапе такого простора не увидеть, потому что масштабы теряются среди толп отдыхающих. Перед посещением главного объекта – раскопок древнего города наша группа посетила Краеведческий музей. Здесь ребятишки с открытыми ртами рассматривали чучела животных и птиц, обитающих в нашем крае, множество великолепных бабочек, рассмотрели обитателей морской толщи Черного моря. Морской зал музея буквально погрузил нашу группу на дно. Мы сами, словно рыбешки, подплывали то к камням, то ко дну. В зале воинской славы группа задержалась значительно дольше – большая история у нашего края. Экскурсовод поведал нам о крепости Анапа, и одних её уцелевших
воротах. Эти «Русские ворота» мы позже посмотрели воочию. Так же в музее был представлен стенд с одеждой и предметами советского периода. Мне очень понравилась резная мебель: этажерка, кресло, трельяж и настенные часы в деревянном оформлении.
После музея наша группа присела недалеко от музея на зеленой полянке и принялась усмирять
разыгравшийся аппетит. Все справились с обедом на «отлично». Тут же в противоположной стороне мы посетили Высокий берег и маяк. Погода не переставала нас радовать, дул легкий ветерок, солнце светило ярко, грело, в унисон этому благоухали акации. Вид с этого берега просто потрясающий! Море изумительного бирюзового цвета, берег, действительно, высокий, внизу ничего не видно, кроме красивейшей воды и белых чаек. Экскурсанты осмотрели маяк и здание самого первого в Анапе санатория. На данный момент строение отреставрировано. Мне понравились причудливые окна и двери этого здания, формой они напоминают замочную скважину. Если абстрагироваться от окружающей обстановки, представляется, что ты малюсенькая пылинка, рядом с огромным замком. Даже трудно представить масштабы вселенной! Дальше нас принял археологический музей Горгиппия. Трудно передать ощущения и эмоции, которые возникают, когда видишь реальные дома людей, мощеные некогда улицы, торговые ряды былых времен. Это удивительно – под землей целый город! Наш руководитель и организатор Елена Анатольевна заранее приезжала в Анапу, чтобы договориться об экскурсии. Всё было не зря! Экскурсия была великолепная! Наш экскурсовод Валерий Александрович ещё на входе объяснил ребятам, что важно знать историю места, в котором живешь. Хотя с виду и по голосу наш гид показался суров, повествования были информативны, доступно и с юмором донесены группе. Мне было очень интересно и весело слушать экскурсовода, потому что он ловко подбирал современные слова к предметам древней эпохи. По моему мнению, это было очень профессионально! Ещё ни на одной экскурсии мне не приходилось узнавать новое и веселиться. Детям тоже понравилось. Хочется вернуться снова. Оказывается, иногда Валерий Александрович работает в древнегреческом костюме. Представляю, если он в этом одеянии ходит среди строений, по остаткам центральной улицы, ведет свое повествование… это наглядная реконструкция жизни древней Горгиппии. Множество всего мы тут успели посмотреть, хотя рассмотреть толком не удалось(ничего, будет повод вернуться ). Неожиданным сюрпризом оказалась глиняная амфора, подаренная мне на память о Горгиппии в музее. Напоследок наша группа заглянула в контактный зоопарк. Уж тут радости у людей всех возрастов одинаково – море… Все с удовольствием и без ограничений совали руки в клетки, трогали всё что движется, издаёт звуки, либо тихонько лежит в уголке. К счастью, единственный крокодил остался не обласкан. На него никто не посягнул. Детвора кормила семечками и птиц, и козочку, и ослика, и пятнистого оленя… всех желающих. В зоопарке, небольшом по своим размерам, собранно много красивых птиц и чудных животных. Не стану всех описывать - ярче это передадут фотографии. Все обитатели своеобразны: обезьяна обидчива, ворон суров, попугай взаимен (как к нему, так и он ответит). Кокочка (так зовут говорящего попугая) к некоторым был приветлив, подставлял свои бока, голову, крылья, чтобы его чесали, на прощание нам с Владиком сказал «Пока». Это так забавно! Посещение зоопарка было незабываемо! Не может посещение Анапы обойтись без прогулки у моря: ножки помочили, воздухом подышали. Мне было удивительно видеть в море стаю лебедей. Я почему-то считала, что они обитают на пресной воде. Вот ещё одно приобретенное знание в этот день. Поездка в Анапу была по настоящему яркой и впечатляющей! Очень много положительных эмоций и ярких моментов она подарила. Спасибо всем, кто организовал, собрался, привез, рассказал, показал. Очень здорово!!!
Кунгурова К.Н.


Вот и состоялась долгожданная поездка в Анапу нашего 3 «Б» класса!
Насыщенная разными интересными экскурсиями, с прекрасной погодой и спокойным морем – Анапа предстала нам во всей красе!
Первое, что нам довелось посетить – это музей истории Анапы на  ул.Протапова, 1. Сначала - экспозиции о природе и животном мире города-курорта, далее, экскурсовод Сергей Николаевич очень интересно рассказал об эпохе Боспорского царства, русско-турецкой войне и роли адмирала Гудовича в разгроме турецких войск на месте современной Анапы. Среди экспонатов были и археологические находки, и оружие, и различные документы, картины, фотографии…
Потом была «Горгиппия» – удивительная экскурсия! Валерий Александрович захватывающе, с чувством юмора, рассказывал об истории древнего города, он просто погрузил нас в античный мир греков - такого чудесного, содержательного рассказа не слышала никогда! А какие здесь уникальные находки! О некоторых найденных экспонатах, даже не догадывалась… Было очень приятно видеть заинтересованные лица наших детей. 
Массу положительных эмоций у детворы (да и у нас, взрослых) вызвало посещение зоопарка в центе Анапы. Детям разрешили кормить животных, а некоторых маленьких «пушистиков» даже подержать в руках.
Был ещё Маяк на высоком берегу, остатки крепости «Русские ворота», памятник В.А.Будзинскому, с именем которого связано становление Анапы как курорта, и, конечно, море с … лебедями.
Наверняка, каждому ребёнку в нашей стране хотя бы раз довелось побывать в замечательном городе-курорте Анапа, так называемой детской здравнице. Бывала (и не однажды) здесь я, но, эта поездка - новое знакомство с городом детства! Я очень рада, что моим детям довелось увидеть именно ТАКУЮ Анапу, узнать её богатую историю, прикоснуться к археологическим «древностям»…     
Большое спасибо сотрудникам музеев, Елене Анатольевне, Елене Сергеевне за прекрасное путешествие.

С уважением, Солдатова И.В.


10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Я хочу учиться в Вашем классе!!! Потрясающе! Так грамотно, систематически и правильно Вы работаете со своими детьми! Как же много интересной и важной информации они получают... Ваш пример заразителен! Я не так давно живу в Краснодаре, была не раз в музее, и разделяю Ваши чувства, что экскурсия - сел и поехал - меня не устраивает совершенно. Буду брать с Вас пример! Вот честное слово, я и не знала, что в музее Фелицына проводятся такие замечательные тематические представления. Спасибо огромное за рассказ, за рефлексию, за то, что делитесь своим опытом! Буду планировать дальнейшую работу :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна,в добрый час! Как оказалось,блоговедение-отличный источник для взаимного обучения.А учебная экскурсия-вещь серьёзная,её проведение-от организации до итогов-"штучный товар". Вот по этой причине экскурсий не должно быть много.А наш музей,действительно кладезь знаний.Сотрудникам все региональные темы по плечу.
      С уважением.

      Удалить
  2. Мои аплодисменты! Всего лишь одно мероприятие заставило задуматься всех действующих лиц образовательного процесса: учащихся 3 "Б" и их родителей не только обогатило знаниями, но и сформировало ряд компетенций; а учителя, прочитавшие этот пост, посетили уникальный мастер-класс. Елена Анатольевна, а говорят, что нет волшебников?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Постоянно учусь,Ольга Александровна...Каждый детский набор в классы-новая грань практики.Наработанная система всё же даёт результат и с детьми,родившимися в новом тысячелетии.А наблюдая за взрослыми в автобусе,вижу ,насколько им по душе сменить хотя бы привычный ритм жизни и оказаться среди детей.
      С уважением.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Анатольевна, уважаемые родители и гости блога!
    Мне не посчастливилось поехать с классом в этот раз, очень жаль.
    Детям так понравилась поездка! Это два дня взахлеб на меня выплескивались эмоции и впечатления! Милые сувениры привезены, и даже запомнилось непростое название этой древней посудины, что удивительно для моего сорванца.
    Елена Анатольевна, какая же огромная подготовительная работа стоит за этой экскурсией, спасибо Вам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поездка была многогранной,нашлось место всему:и серьёзному, и забавному.Благодаря сотрудничеству с коллегами,дети,действительно получили качественные начальные знания.При желании интерес можно развивать.
      Спасибо.

      Удалить
  4. По доброму завидую Вашим ребятишкам, Елена Анатольевна! Во-первых, им повезло с учителем - позитивным, креативным, который ищет новые формы работы и находит!!! Умничка! С удовольствием бы побывала на Вашем уроке!
    Во-вторых, это хорошо, когда существует возможность показать детям историю наглядно! Уверена, такие уроки приносят больше пользы ученикам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна,здравствуйте! Детворе приходится много работать,чтобы был результат,да и мне - все время быть в тонусе,только так. Ведь каждое путешествие и я учусь.Нелегкий это труд,понимаю,что детвора всего лишь младшеклассники,которые,впрочем,не боятся ничего,если их излишне не опекать. Тут важно подобрать соратников и всё нам по плечу. А результат с годами и пригодиться может. Проверено.
      С уважением.

      Удалить
  5. Елена Анатольевна, поездка была потрясающей! День был насыщен кислородом, впечатлениями и видами. Спасибо Вам за кропотливую подготовку к экскурсиям - они каждый раз оказываются очень насыщенными и запоминающимися. Я очень рада, что у наши детей есть возможность посещать объекты края не как у всех, а вдумчиво и с проработкой впечатлений .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Серьёзная это работа-готовить почву для восприятия исторического материала ребятами младших классов.Я рада ,что усилия по "наведению мостов" оказались ненапрасными.Пусть полученные знания помогут в будущем детям стать чуточку эрудированнее.
      С уважением.

      Удалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Темы блога

Для родителей (175) Интересные события (134) Детские увлечения и таланты (95) Дети нашего класса (84) Путешествуем по Краснодарскому краю (62) Замечательное лето! (57) юный натуралист (55) Наши школьные каникулы (52) Внеурочная деятельность (48) Окружающий мир (46) Кубановедение (45) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (44) Полезно знать (44) Школьная традиция (44) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (40) Мой класс (38) Литература (33) Олимпиады (32) О братьях наших меньших (31) Дети. Экскурсия (30) Времена года (28) Предметные недели (28) Патриотическое воспитание (26) Музей (23) Проектная деятельность (18) Психология (18) Дети (17) Коллегам (17) Поклонимся Великим тем годам... (17) экскурсия (17) чтение (16) КВН (15) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (14) Путешествуем по России (14) "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (12) методический кабинет (12) портфолио (12) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (11) Гордость начальной школы (10) Наши успехи (10) Первоклассники (10) Русский язык (10) Спортивные достижения (10) История (9) ОРКСЭ (9) Образование (8) Своими руками. (8) классика (8) риторика (8) Анапа (7) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Награждение (7) Работы учащихся (7) Вальс цветов (6) Дерево Дружбы (6) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (6) Эврика-юниор (6) История Поклонимся Великим тем годам... (5) Краснодар (5) свирель (5) Год экологии (4) Мастер-класс (4) Песенный фестиваль.Год экологии (4) Что растет у нас на даче (4) Крым (3) Севастополь (3) подготовка к ВПР (3) Архыз (1) Кропоткин (1) Моя родословная (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) сценки (1)