четверг, 17 сентября 2015 г.

Куда улетает внимание?

Картинка смайлик СОВСЕМ НЕДАВНО прошло в моём классе родительское собрание, где некоторые мамы и папы удручённо смотрели на результаты первых контрольных своих ребят и далеко не глупых! 
Кто-то из учеников замечтался прямо на уроке, кое-кто созерцал за окном проезжающий транспорт. Учёба у моих «бешек» и шла бы неплохо, да вот оно, это внимание. «Посадите её за первую парту, моя дочь невнимательная», -такие просьбы уж сколько лет я слышу!
А говорим мы о внимании, его подвиде
- произвольном. Ведь когда опаздывает чадо на урок или падает ручка на пол, половина детей выворачивают шеи. Это-непроизвольное внимание . А вот то самое, которое названо первым, формируется разными темпами даже у ребят одного класса, что и говорить-семьи!  
Разная степень «созревания» зачастую и ведёт к полярным результатам, хотя усилия учителя затрачены на класс одинаково. 
А вселенский плач родителей? «Что мне с ним делать? Стоит отойти, и он уже вместо уроков не пойми чем занимается». «Учителя жалуются на неё. Урок идёт сам по себе, она сама по себе. Не шумит, нет – в облаках витает». «Во время уроков постоянно отвлекается. В книгу смотрит и на ровном месте ошибки лепит»… 
Такие жалобы чаще всего слышишь от родителей детей с проблемой концентрации внимания. И это не обязательно признак гиперактивности. Просто дети почему-то совсем не могут долго концентрироваться на задании. В чём причины подобного поведения и что можно сделать?
Сложность переключения
Иногда сложно быстро переключиться с одной деятельности на другую. Например, ребёнок играл, и пора делать уроки. И он уже их делает, но все мысли – об оставленной игре. Или в классе. Дети все работают в разном темпе. Ждём. Но замечтавшийся ребёнок во время диктовки, конечно, теперь нервничает, пытается догнать и понимает, что работа из-за него простаивает. Дома-то никого не задерживает, но простейшие задания может растянуть буквально до вечера. Конечно, родители сердятся и «виноватят» школу-много задают, плохо объясняют»…Но давайте попробуем помочь!
Что делать?
Придумать ритуал перехода. Например, три раза обойти вокруг стула и попасть из страны Играндии в страну Урочию. Для более старших детей ритуалом может быть расчистка стола для уроков или чашка чая, которая наливается и ставится рядом. Это может быть и набор упражнений для настройки органов восприятия.
Нежелание делать уроки и как следствие – мысли о другом
Причём мысли не всегда осознанные. Если бы ребёнок мог чётко выразить то, что с ним происходит, вероятно, это звучало бы так: «Я совсем не хочу делать сейчас уроки, лучше поиграть (посмотреть мультик, залезть в компьютер и т. д.), но родители правы, их нужно сделать, поэтому я, конечно, сяду и буду делать, но как же не хочется…» И вот сидит перед нами человек с мозгом, который получает диаметрально противоположные сигналы. С одной стороны – « Включись и делай», а с другой – « Лучше бы ты чем-то интересным занялся».
Что делать?
Поскольку главный отвлекающий фактор – желание заняться чем-то интересным, попробуем вернуть это состояние в процесс приготовления уроков. Например, устроить соревнование с самим собой. Задание по предмету разбивается на несколько мелких задач и определяется время. Можно даже поспорить, чтобы повысить уровень азарта. Родитель подстрекает: «Я думаю, ты решишь этот пример за 10 минут». Ребёнок называет своё время. Дальше ставятся часы с внятным обозначением минут, и время пошло. И так с каждым примером или заданием. Можно придумать какой-нибудь символический приз. Например, за три сделанных досрочно задания можно на 10 минут больше поиграть в игру, или мама (папа) сделает 5 приседаний, а если ребёнок не уложился – он делает 5 приседаний.
Утомляемость
В процессе внимания задействованы различные органы восприятия. С помощью глаз картинка передаётся в головной мозг и начинается процесс распознавания, анализа информации и т.  д. С помощью ушей мы слышим то, что говорится вовне, но и слышим сами себя при чтении про себя. Тело держит позу, передаёт сигналы от головного мозга к спинному, к рукам, которые пишут. Любой из этих органов может утомиться. Чем младше школьник, тем меньше период времени, в течение которого он может быть сконцентрирован. В первом классе это 10–15 минут максимум. Но и старшеклассник через полчаса работы начнёт отключаться.
Что делать?
Устраивать школьнику какую-нибудь небольшую перемену через каждые 15–20 минут. В это время обязательно нужно какое-нибудь движение.  Но и просто пойти на кухню попить, пару раз пнуть мячик или порастягиваться во все стороны, помассировать глаза и затылочные бугры (эта зона запускает кровоток к глазам, и они начинают лучше видеть) тоже замечательно. За счёт этой перемены снимается утомление, и ученик может какое-то время снова работать.
Пассивный протест
Очень часто родители сами не замечают, как много они решают за ребёнка. Когда садиться делать уроки, что делать сначала, а что потом, как и что должно быть сделано и написано. И тогда у ребёнка исчезает собственная ответственность за уроки. Ведь всё решают родители. К тому же накапливается раздражение и протест против постоянного игнорирования мнения самого ребёнка. Да, безусловно, большинство взрослых распределяют всё это довольно разумно и логично, опираясь на свой жизненный опыт. Только вот у ребёнка свой личный опыт при этом не накапливается, к сожалению. А желание перестать быть послушным роботом растёт. И тогда он вроде бы подчинился и сел – только вот ничего не делает или делает кое-как.
Что делать?
Спрашивать ребёнка. Какие у него планы на уроки? С чего он предпочитает начать? Нужна ли ему ваша помощь и в чём конкретно? И быть готовым к тому, что поначалу его планы будут весьма нереалистичны и звучать примерно так: «Играть и вечером за час всё сделать». И было бы здорово набраться терпения и дать ему реализовать этот план. Скорее всего, поначалу он с треском провалится. Тогда не стоит радостно потирать руки, приговаривая: «А я говорила, сам ничего не можешь!» Лучше спокойно обсудить, в чём этот план был хорош, а в чём не очень, и помочь придумать и реализовать более реалистичные шаги. Через какое-то время ребёнок почувствует, что у него получается и он решает что-то сам – а это автоматически повысит уровень внимания, ведь он занимается делом, которое сам выбрал.
Если школьник постоянно теряет внимание в классе, то, скорее всего, происходит один из четырёх вариантов. Поэтому бесполезно просто говорить: «Будь внимательным». Если дело в скуке – попробовать найти, что может быть интересным в этом предмете или что может замотивировать (например, определённое количество хороших оценок или отсутствие замечаний в дневнике – поход в кино, встреча с друзьями и т. д.). Если дело в протесте – нужно понять, что происходит между ребёнком и учителем. Постараться наладить между ними диалог и контакт. А если повышенная утомляемость, то те же упражнения можно делать и во время урока. Учителя обычно не против.
Использованы материалы сайта.http://www.za-partoi.ru/rasseyanost.html#1

3 комментария:

  1. Елена Анатольевна, спасибо за ценные советы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пробуйте, Евгения Анатольевна,в добрый час!
      С уважением.Елена Анатольевна.

      Удалить
  2. Спасибо, Елена Анатольевна! Хорошие рекомендации предоставлены. Иногда бывают ситуации, когда нужно попробовать новый подход к будничным делам. Есть, что применить!

    ОтветитьУдалить

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Темы блога

"ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (5) Анапа (5) Архыз (1) Вальс цветов (6) Внеурочная деятельность (43) Времена года (25) Год экологии (3) Гордость начальной школы (4) Дерево Дружбы (6) Дети (16) Дети нашего класса (57) Дети. Экскурсия (26) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Детские увлечения и таланты (67) Для родителей (142) Замечательное лето! (50) Интересные события (92) История (7) История Поклонимся Великим тем годам... (4) КВН (6) классика (8) Коллегам (17) Краснодар (4) Кропоткин (1) Крым (1) Кубановедение (45) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (3) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (6) Литература (19) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (18) Мастер-класс (3) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (17) методический кабинет (12) Мой класс (34) Моя родословная (1) Музей (23) Награждение (7) Наши успехи (9) Наши школьные каникулы (50) О братьях наших меньших (14) Образование (8) Окружающий мир (43) Олимпиады (10) ОРКСЭ (7) Патриотическое воспитание (24) Первоклассники (5) Песенный фестиваль.Год экологии (4) подготовка к ВПР (3) Поклонимся Великим тем годам... (13) Полезно знать (45) портфолио (11) Предметные недели (18) Проектная деятельность (13) Психология (19) Путешествуем по Краснодарскому краю (54) Путешествуем по России (13) Работы учащихся (7) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (5) риторика (3) Русский язык (8) свирель (4) Своими руками. (7) Севастополь (3) Спортивные достижения (6) сценки (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) чтение (13) Что растет у нас на даче (4) Школьная традиция (44) Эврика-юниор (4) экскурсия (13) юный натуралист (31)