Кто-то из учеников замечтался прямо на уроке, кое-кто созерцал за окном проезжающий транспорт. Учёба у моих «бешек» и шла бы неплохо, да вот оно, это внимание. «Посадите её за первую парту, моя дочь невнимательная», -такие просьбы уж сколько лет я слышу!
А говорим мы о внимании, его подвиде
- произвольном. Ведь когда опаздывает чадо на урок или падает ручка на пол, половина детей выворачивают шеи. Это-непроизвольное внимание . А вот то самое, которое названо первым, формируется разными темпами даже у ребят одного класса, что и говорить-семьи!
- произвольном. Ведь когда опаздывает чадо на урок или падает ручка на пол, половина детей выворачивают шеи. Это-непроизвольное внимание . А вот то самое, которое названо первым, формируется разными темпами даже у ребят одного класса, что и говорить-семьи!
Разная степень «созревания» зачастую и ведёт к полярным результатам, хотя усилия учителя затрачены на класс одинаково.
А вселенский плач родителей? «Что мне с ним делать? Стоит отойти, и он уже вместо уроков не пойми чем занимается». «Учителя жалуются на неё. Урок идёт сам по себе, она сама по себе. Не шумит, нет – в облаках витает». «Во время уроков постоянно отвлекается. В книгу смотрит и на ровном месте ошибки лепит»…
Такие жалобы чаще всего слышишь от родителей детей с проблемой концентрации внимания. И это не обязательно признак гиперактивности. Просто дети почему-то совсем не могут долго концентрироваться на задании. В чём причины подобного поведения и что можно сделать?
Сложность переключения
Иногда сложно быстро переключиться с одной деятельности на другую. Например, ребёнок играл, и пора делать уроки. И он уже их делает, но все мысли – об оставленной игре. Или в классе. Дети все работают в разном темпе. Ждём. Но замечтавшийся ребёнок во время диктовки, конечно, теперь нервничает, пытается догнать и понимает, что работа из-за него простаивает. Дома-то никого не задерживает, но простейшие задания может растянуть буквально до вечера. Конечно, родители сердятся и «виноватят» школу-много задают, плохо объясняют»…Но давайте попробуем помочь!
Что делать?
Придумать ритуал перехода. Например, три раза обойти вокруг стула и попасть из страны Играндии в страну Урочию. Для более старших детей ритуалом может быть расчистка стола для уроков или чашка чая, которая наливается и ставится рядом. Это может быть и набор упражнений для настройки органов восприятия.
Нежелание делать уроки и как следствие – мысли о другом
Причём мысли не всегда осознанные. Если бы ребёнок мог чётко выразить то, что с ним происходит, вероятно, это звучало бы так: «Я совсем не хочу делать сейчас уроки, лучше поиграть (посмотреть мультик, залезть в компьютер и т. д.), но родители правы, их нужно сделать, поэтому я, конечно, сяду и буду делать, но как же не хочется…» И вот сидит перед нами человек с мозгом, который получает диаметрально противоположные сигналы. С одной стороны – « Включись и делай», а с другой – « Лучше бы ты чем-то интересным занялся».
Что делать?
Поскольку главный отвлекающий фактор – желание заняться чем-то интересным, попробуем вернуть это состояние в процесс приготовления уроков. Например, устроить соревнование с самим собой. Задание по предмету разбивается на несколько мелких задач и определяется время. Можно даже поспорить, чтобы повысить уровень азарта. Родитель подстрекает: «Я думаю, ты решишь этот пример за 10 минут». Ребёнок называет своё время. Дальше ставятся часы с внятным обозначением минут, и время пошло. И так с каждым примером или заданием. Можно придумать какой-нибудь символический приз. Например, за три сделанных досрочно задания можно на 10 минут больше поиграть в игру, или мама (папа) сделает 5 приседаний, а если ребёнок не уложился – он делает 5 приседаний.
Утомляемость
В процессе внимания задействованы различные органы восприятия. С помощью глаз картинка передаётся в головной мозг и начинается процесс распознавания, анализа информации и т. д. С помощью ушей мы слышим то, что говорится вовне, но и слышим сами себя при чтении про себя. Тело держит позу, передаёт сигналы от головного мозга к спинному, к рукам, которые пишут. Любой из этих органов может утомиться. Чем младше школьник, тем меньше период времени, в течение которого он может быть сконцентрирован. В первом классе это 10–15 минут максимум. Но и старшеклассник через полчаса работы начнёт отключаться.
Что делать?
Устраивать школьнику какую-нибудь небольшую перемену через каждые 15–20 минут. В это время обязательно нужно какое-нибудь движение. Но и просто пойти на кухню попить, пару раз пнуть мячик или порастягиваться во все стороны, помассировать глаза и затылочные бугры (эта зона запускает кровоток к глазам, и они начинают лучше видеть) тоже замечательно. За счёт этой перемены снимается утомление, и ученик может какое-то время снова работать.
Пассивный протест
Очень часто родители сами не замечают, как много они решают за ребёнка. Когда садиться делать уроки, что делать сначала, а что потом, как и что должно быть сделано и написано. И тогда у ребёнка исчезает собственная ответственность за уроки. Ведь всё решают родители. К тому же накапливается раздражение и протест против постоянного игнорирования мнения самого ребёнка. Да, безусловно, большинство взрослых распределяют всё это довольно разумно и логично, опираясь на свой жизненный опыт. Только вот у ребёнка свой личный опыт при этом не накапливается, к сожалению. А желание перестать быть послушным роботом растёт. И тогда он вроде бы подчинился и сел – только вот ничего не делает или делает кое-как.
Что делать?
Спрашивать ребёнка. Какие у него планы на уроки? С чего он предпочитает начать? Нужна ли ему ваша помощь и в чём конкретно? И быть готовым к тому, что поначалу его планы будут весьма нереалистичны и звучать примерно так: «Играть и вечером за час всё сделать». И было бы здорово набраться терпения и дать ему реализовать этот план. Скорее всего, поначалу он с треском провалится. Тогда не стоит радостно потирать руки, приговаривая: «А я говорила, сам ничего не можешь!» Лучше спокойно обсудить, в чём этот план был хорош, а в чём не очень, и помочь придумать и реализовать более реалистичные шаги. Через какое-то время ребёнок почувствует, что у него получается и он решает что-то сам – а это автоматически повысит уровень внимания, ведь он занимается делом, которое сам выбрал.
Если школьник постоянно теряет внимание в классе, то, скорее всего, происходит один из четырёх вариантов. Поэтому бесполезно просто говорить: «Будь внимательным». Если дело в скуке – попробовать найти, что может быть интересным в этом предмете или что может замотивировать (например, определённое количество хороших оценок или отсутствие замечаний в дневнике – поход в кино, встреча с друзьями и т. д.). Если дело в протесте – нужно понять, что происходит между ребёнком и учителем. Постараться наладить между ними диалог и контакт. А если повышенная утомляемость, то те же упражнения можно делать и во время урока. Учителя обычно не против.
Использованы материалы сайта.http://www.za-partoi.ru/rasseyanost.html#1
Использованы материалы сайта.http://www.za-partoi.ru/rasseyanost.html#1
Елена Анатольевна, спасибо за ценные советы!!!
ОтветитьУдалитьПробуйте, Евгения Анатольевна,в добрый час!
УдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Спасибо, Елена Анатольевна! Хорошие рекомендации предоставлены. Иногда бывают ситуации, когда нужно попробовать новый подход к будничным делам. Есть, что применить!
ОтветитьУдалить