МАН «Интеллект будущего»,г.Обнинск.
Конкурсы «Интеллект-экспресс», «Познание и творчество», «Эврикум», «Золотое перо», «Юный исследователь».
Е.А.Северина, учитель начальных классов МБОУ гимназии №33 г.Краснодара.
Переполненный рынок тестов,олимпиад, в том числе в режиме он-лайн, вводят в состояние растерянности участников учебного процесса. С одной стороны- огромный выбор, позволяющий испытать свои силы в каком угодно предмете, только плати, с другой -так ли необходимо непременное участие всегда и во всём? И как разобраться в предпочтениях среди множества организаций и их предложений?
Безусловно, гимназия,в которой
я работаю, отличается активностью участия в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и пр.Организации, давно заслужившие доверие. Хотелось найти что-то подобное, но чтобы была дана возможность детям проявить свои способности не один раз в год.
Несколько лет назад мне довелось увидеть,как мальчонка из моего класса показывал диплом одноклассникам за участие в какой-то заочной олимпиаде. Поинтересовалась и я, расспросив подробно, какие были задания, как, и с кем он их выполнял. Восторг ребёнка выражался во фразе: «Я столько узнал из энциклопедий, по которым готовил ответы на вопросы!» Коллега, поддержавшая мой интерес, побудила к активным действиям.
Сайт был быстро обнаружен на просторах интернета. На тот момент Малая Академия наук «Интеллект будущего» имела за плечами более чем двадцатилетний опыт работы с детьми и юношеством, бессменно возглавляемой председателем Львом Юрьевичем Ляшко и по нынешнее время.
При желании, читатель может поинтересоваться Академией самостоятельно.Я же свою миссию вижу в ином. Слышатся реплики о том, что за деньги любую «бумажку» выдадут, вплоть до явного отторжения в каком-либо участии ученика.
Пусть будет так. Тем более любое участие является добровольным. Но какие выводы сделала я, сотрудничая с данной организацией несколько лет? Удалось ли достичь хоть каких-нибудь результатов и,главное, как это происходило?
Начинала я с классом с Всероссийского заочного конкурса «Интеллект-экспресс». Задания, помимо интересного содержания, давали возможность не сиюминутно ответить и сдать, а рассчитаны на продолжительный срок. И это оправдано! Вопросы составлены таким образом, что не заглянуть в энциклопедию, специализированную литературу или обратиться за помощью к интернет-источникам,невозможно.
Вот и первая положительная составляющая: подборка заданий,загадок,ребусов и пр.направлена на обучение с помощью литературы.Ориентироваться в ней очень важно.
Вторая положительная сторона участия-взаимодействие с семьёй. По словам многих родителей,им и самим импонирует поиск истины вместе с ребёнком. Объединение близких людей общим интересом, прекрасный результат и положительный пример для ученика. А, изрядно потрудившись, ответы собираются в солидную бандероль от всего начального звена и отправляются в г.Обнинск. Ожидание результатов оправдано получением наградных материалов и вручением в торжественной обстановке дипломов и сертификатов. Обязательный кадр и помещение на доску почёта или на страницы моего блога «Родные просторы» elseverina.blogspot.ruфотографии ребят, во многом является стимулом к дальнейшему продвижению.
Участие в олимпиадах «Интеллект-экспресс»-самое популярное направление среди ребят начальной школы. Замечу, что задания, раз от раза становятся не только интереснее, но и ранжированы по возрастным категориям.
Принимая участие в олимпиадах «Интеллект-экспресс», «Познание и творчество» и других направлениях, каждый ребёнок получает баллы и в конце лета, когда всё заработанное суммируется, можно узнать, сколько набралось за целый учебный год. Но об этом ниже.
Не секрет, что дети младшего школьного возраста-источник многочисленных «почему».Да и любителей поэкспериментировать среди них- хоть отбавляй. Как быть с ними? Загасить интерес к познанию извечной занятостью взрослых или пробудить искорку?
Несколько лет назад появляется чудесный проект «Эврикум», который является буквально спасением для семей,где растёт почемучка и любитель опытов. Всю кипучую энергию можно направить в научное русло. Как координатор и классный руководитель, я внимательно слежу за предлагаемыми направлениями. Вот с него-то и можно начинать работать с ребёнком.Чётко описанные критерии, этапы не дают шансов "заблудиться" в неизвестном направлении родителям.Сроки участия более чем подходящие. Уместно будет отметить, что способности и пристрастия ученика мне уже известны. Дети с упоением выращивали зёрнышки, пробовали несколько видов молока, наблюдали за домашними питомцами, пекли со взрослыми хлеб, исследовали почву…Чёткая организация труда, ответственность за эксперименты, однозначно дисциплинировали ребёнка, попутно обогащая его знаниями по полюбившейся теме. Живое, доступное обучение. Наградные материалы давно заняли своё почётное место в детских портфолио.
Но особое внимание хотелось бы уделить Всероссийскому заочному конкурсу «Юный исследователь».Организация МАН «Интеллект будущего» не обходит стороной самых младших участников образовательного процесса и проводит несколько заочных туров. С трудом участника работает комиссия, по заявке претендента даётся рецензия эксперта и выносится заключение о месте на пьедестале. Если в оценке даётся рекомендация участие в очном туре, то работа этого достойна. С 2014 года по приглашению МАН «Интеллект будущего» я вывожу на очный тур ребят, где защищают свои проекты их ровесники со всей страны, коих больше сотни.
Но откуда берутся такие умники, которые занимают призовые места? И разве ребёнку под силу осилить такое? Сразу оговорюсь: что никакого отбора «особенных» детей не происходит. Особенность, скорее в том, насколько взрослые, учитель и родители, готовы посвятить своё время во благо ученика и направить энергию, любопытство в нужное русло.Человеку, который ещё не отважился на подобные действия, стоит запастись терпением.
Проектные ( исследовательские) работы младшеклассников, вещь, безусловно, спорная в единоличном исполнении. Критики и скептики справедливо указывают на невозможность осилить всё «от и до» ученику начальной школы. Для него слова «гипотеза», «актуальность исследования» и т.п.- пока что пустой звук. И откуда он берёт темы, превращая замысел в готовый продукт, который рассматривается экспертным жюри в далёком городе Обнинске?
Из зоны ближайшего развития, кругозора, любознательности, да и просто позыва доброго детского сердца. Ведь переступи через стрижонка летом Яна С.или крохотного черепашонка на грядке Малик С., не получились бы интересные работы.
Дети с огромным интересом не только наблюдали за питомцами.Была прочитана литература о способах содержания, кормления. Велись дневники наблюдений. Или Владимир и Василий С. с пяти лет, проезжая на дачу мимо посёлка Белозёрного, каждый раз любовались лотосами. Вопросы, которые задавали ребята, высказывая и своё предположение, всё-таки привели к серьёзному решению -заняться проектом.
Любительница экспериментировать,но не всегда удачно, была перенаправлена на более полезное участие в жизни семьи с помощью условий конкурса.
Участие в подобной деятельности ребёнка младшей школы требует от родителей и учителя самоотдачи. В теории ученик пока что мало смыслит. Но ему можно доверить фото- видеосъёмку, наблюдения, проведение опытов под руководством старших, чтение литературы.
Где же нахожусь я, учитель начальных классов, который получил согласие от семей на участие? Выезжаю на объекты исследований, приглашаю на консультацию, экскурсии, рекомендую литературу.
В жизни семьи проект занимает до трёх месяцев. Когда продукт готов, он отправляется на экспертизу,где какое-то время ожидается вердикт. А детям предоставляется возможность обнародовать всё прожитое и познанное на ежегодной школьной конференции «Эврика-юниор».
До публичной защиты я учу своих подопечных грамотно строить свою речь, соотнося с визуальным рядом презентации. Регламент чётко определяет, каким количеством времени располагает выступающий, которому, возможно, придётся отвечать и на вопросы оппонентов.
Шесть лет подряд наши ожидания оправдывались, и все дети приглашались на очный тур МАН «Интеллект будущего». Территориально к г. Краснодару участие на берегу Чёрного моря очень удобно. И всегда результативно. Взаимодействие ребят со всей страны всегда идёт на пользу. Взгляд со стороны сопровождающих родителей наполнен новым осознанием замысла и реализации, если хотите, гордостью. И самоанализ-вещь полезная.Диплом, полученный ребёнком, придаёт силы и уверенность в том, что накопленный опыт пригодится в любой момент. Крайне важно, что МАН «Интеллект будущего» награждает родителей, учителей и организацию.
Попробую опцию "Я-родитель", который видит увлечённость чада и готов, несмотря на две-три работы и сверх-занятость, уделить сыну или дочери внимание. Я знакомлюсь с рынком предложений. И везде маячит "якорь": принадлежность к ОУ и прикреплённость к педагогу. Значит, надо идти и заявлять о себе.Какие могут быть реакции от учителя, которые и так тонет в "бумажной лавине"? Недоумение, некомпетентность, откуда вы такие взялись? Милостиво даётся добро, но только "сами-сами", а моё имя впишите, как научного руководителя.
Встреча номер два. Нашёлся куратор ( педагог), который поможет, расскажет. Буквально на руках все критерии, памятки, обозначенные сроки.
Реакция родителей.Куда я влез? А чадо смотрит , надеясь на взрослых. Надо придумать глобальные причины, по которым можно отказаться от затеянного...
Иная реакция. Преодолеем, выполним. Подозреваю, что где-то придётся пожертвовать временем, сном.
Мой опыт, как наставника, получился при помощи эмпирического способа. Я в достатке разъезжаю с учениками по экскурсиям, куда-то хожу. Дети пишут сочинения, просто делятся впечатлениями. Т.Е.доверяют своему учителю. Вопросов от них , наблюдений, рассказов- не счесть. На родительских собраниях обсуждалась тема ребячьих увлечений, и какой опыт, продукт, результат ( как хотите, назовите) должен получиться. Для меня , как куратора, не было наставника, у которого бы и я что-то узнала. Малая академия г.Краснодара , конечно, предоставляет возможность себя проявить ребёнку, и одна из работ заняла призовое место. Таким же опытом работы располагает по своему направлению и Краевая эколого-биологическая станция. Но мы шагнули (наугад) в Москву, где просто работы детей принимались до поры до времени безо всяких критериев. Сотрудничество с "Портфолио ученика" продлилось с 2009 -2016 г.г.
Через время работа ведётся параллельно с МАН "Интеллект будущего", где мне импонирует ранжирование по возрасту и чётко обозначенные требования работ. С этой организацией мы сотрудничаем до сих пор. Вышеуказанная, однако, детские работы не принимает несколько лет.
Но смысл обращения ко мне, как понимаю, несколько иной. Как же сделать в школе проектно-исследовательскую деятельность одной из приоритетной? Однозначно, что для детей начального звена и их родителей не должно звучать приказное "надо".И не секрет, что львиная доля молодых родителей не хотят такого рода забот сверх того, что имеют. Но тем не менее, есть родители, которые готовы пройти это трудный и интересный путь. И вот здесь учитель должен быть компетентен, если к нему обращаются семьи. Научиться - не составит труда.Ведь и я не родилась с этими знаниями. Все критерии доступны здесь.
Но надо понимать, что и "привязывать" к себе недопустимо только исходя из профессиональной временной необходимости. Родитель берёт смиренно всё на себя, но , не чувствуя профессиональной поддержки, вряд ли на что-то подобное решится. Учитель, родитель и ученик теперь переплетены. Да,надо вникать, направлять. Между нами, взрослыми, ученик начальной школы. То, что он может сделать сам, он выполнит под руководством старших.Если принято решение действовать, то стороны должны уметь прислушиваться друг к другу: вовремя выполнять задания, являться на консультации и пр. С 2014 года на очный тур выехало около 30 учеников нашей школы. И это -ученики коллег, из моего класса.
Вопрос об информированности всех родителей начинается с ежегодных сентябрьских конференции о том, какие достижения у уч-ся всей школы за прошедший год.Блок достижений начальной школы года три презентую я. Возможны первые позитивные впечатления.
Запросила отдельную конференцию для заинтересованных представителей родительских коллективов 1-4 классов. По договорённости с коллегами, таким родителям предоставляется слово на собраниях. Так папы и мамы в курсе подобной деятельности.
Возраст ребят начального звена прекрасен возрастной непосредственностью, жаждой жизни, любопытством. Можно и нужно помогать, направлять.Однозначно надо начинать с обучения педагогов.
Попробую опцию "Я-родитель", который видит увлечённость чада и готов, несмотря на две-три работы и сверх-занятость, уделить сыну или дочери внимание. Я знакомлюсь с рынком предложений. И везде маячит "якорь": принадлежность к ОУ и прикреплённость к педагогу. Значит, надо идти и заявлять о себе.Какие могут быть реакции от учителя, которые и так тонет в "бумажной лавине"? Недоумение, некомпетентность, откуда вы такие взялись? Милостиво даётся добро, но только "сами-сами", а моё имя впишите, как научного руководителя.
Встреча номер два. Нашёлся куратор ( педагог), который поможет, расскажет. Буквально на руках все критерии, памятки, обозначенные сроки.
Реакция родителей.Куда я влез? А чадо смотрит , надеясь на взрослых. Надо придумать глобальные причины, по которым можно отказаться от затеянного...
Иная реакция. Преодолеем, выполним. Подозреваю, что где-то придётся пожертвовать временем, сном.
Мой опыт, как наставника, получился при помощи эмпирического способа. Я в достатке разъезжаю с учениками по экскурсиям, куда-то хожу. Дети пишут сочинения, просто делятся впечатлениями. Т.Е.доверяют своему учителю. Вопросов от них , наблюдений, рассказов- не счесть. На родительских собраниях обсуждалась тема ребячьих увлечений, и какой опыт, продукт, результат ( как хотите, назовите) должен получиться. Для меня , как куратора, не было наставника, у которого бы и я что-то узнала. Малая академия г.Краснодара , конечно, предоставляет возможность себя проявить ребёнку, и одна из работ заняла призовое место. Таким же опытом работы располагает по своему направлению и Краевая эколого-биологическая станция. Но мы шагнули (наугад) в Москву, где просто работы детей принимались до поры до времени безо всяких критериев. Сотрудничество с "Портфолио ученика" продлилось с 2009 -2016 г.г.
Через время работа ведётся параллельно с МАН "Интеллект будущего", где мне импонирует ранжирование по возрасту и чётко обозначенные требования работ. С этой организацией мы сотрудничаем до сих пор. Вышеуказанная, однако, детские работы не принимает несколько лет.
Но смысл обращения ко мне, как понимаю, несколько иной. Как же сделать в школе проектно-исследовательскую деятельность одной из приоритетной? Однозначно, что для детей начального звена и их родителей не должно звучать приказное "надо".И не секрет, что львиная доля молодых родителей не хотят такого рода забот сверх того, что имеют. Но тем не менее, есть родители, которые готовы пройти это трудный и интересный путь. И вот здесь учитель должен быть компетентен, если к нему обращаются семьи. Научиться - не составит труда.Ведь и я не родилась с этими знаниями. Все критерии доступны здесь.
Но надо понимать, что и "привязывать" к себе недопустимо только исходя из профессиональной временной необходимости. Родитель берёт смиренно всё на себя, но , не чувствуя профессиональной поддержки, вряд ли на что-то подобное решится. Учитель, родитель и ученик теперь переплетены. Да,надо вникать, направлять. Между нами, взрослыми, ученик начальной школы. То, что он может сделать сам, он выполнит под руководством старших.Если принято решение действовать, то стороны должны уметь прислушиваться друг к другу: вовремя выполнять задания, являться на консультации и пр. С 2014 года на очный тур выехало около 30 учеников нашей школы. И это -ученики коллег, из моего класса.
Вопрос об информированности всех родителей начинается с ежегодных сентябрьских конференции о том, какие достижения у уч-ся всей школы за прошедший год.Блок достижений начальной школы года три презентую я. Возможны первые позитивные впечатления.
Запросила отдельную конференцию для заинтересованных представителей родительских коллективов 1-4 классов. По договорённости с коллегами, таким родителям предоставляется слово на собраниях. Так папы и мамы в курсе подобной деятельности.
Возраст ребят начального звена прекрасен возрастной непосредственностью, жаждой жизни, любопытством. Можно и нужно помогать, направлять.Однозначно надо начинать с обучения педагогов.
Новое направление «Золотая ветвь», не могло меня не обрадовать. Ученики моего класса- опытные путешественники, знающие, что по завершению экскурсии, они пишут в школе сочинение. Некоторые оценены весьма достойно в номинации «Я- журналист».
Знания, приобретённые в поездке по краю, имеют теперь и такой результат, признание.
Начальная школа МБОУ гимназии №33 г.Краснодара на протяжение ряда лет принимает участие в обозначенных выше мероприятиях, трижды включается в рейтинговый список «Сто лучших школ России», что является весомым аргументом при составлении рейтинга школ города и края. Одобрение и поддержка Малой академии наук, которая тридцать один год работает с детьми и студенческой молодёжью, для гимназии весьма значимо.
Дети-участники перед каждым новым учебным годом знают свой рейтинговый статус и, если он свыше шестисот баллов, то имя ребёнка включается в список «Ими гордится Россия». Таких учеников в нашей школе набирается свыше сотни. Всё вышеописанное-труд, который всегда вознаграждается и полученными документами, и приобретёнными новыми жизненными навыками,знаниями.
Моё участие, как учителя, в мероприятиях, предлагаемых МАН «Интеллект будущего», весьма скромно, хотя для учителей есть свой отличный сайт, предлагающий конкурс наработок, проводящих вебинары, мастер-классы. Заочное представление-опыт в написание детских выпускных книг учащимися начальной школы, мне принесло победу в номинации «Педагогическое творчество учителя». С одноимённой презентацией и докладом явилось участие во Всероссийском очном Сочинском фестивале-конкурсе педагогических идей в сентябре 2016 года, принесшее мне ещё одно признание.
В своей статье я затронула взаимодействие с МАН «Интеллект будущего» как учителя начальных классов, координатора, консультанта, руководителя по направлениям, которые интересны и доступны ребятам младшей школы. Начинать или продолжать после прочтения моей статьи- выбор каждого. Что касается финансовой составляющей, она доступна и неизменна на протяжении ряда лет.
Хотелось бы выразить слова благодарности МАН «Интеллект будущего» г.Обнинск. Здесь всегда интересные, разносторонние задания, любого уровня сложности, которые помогают детям развиваться, научиться любить науку, культуру, свою Родину.
Мои дети принимают участие в различных конкурсах, конференциях, проводимых Академией, с 2013 года. Нравятся задания «Интеллект-Экпресс», экспериментальные конкурсы «Познание и творчество». Попробовали свои силы и в конкурсе проектных работ «Юность.Наука.Культура», по результатам которого были приглашены на очную конференцию в Сочи. Атмосфера на южной конференции царила очень доброжелательная, три дня в Сочи стали незабываемыми для всей нашей семьи.
В Малой академии всегда найдётся что-то новое, что открывает больше возможностей для интеллектуального и творческого развития наших детей. Например, конкурсы «К.И.Т.» «Золотая ветвь», «Золотое перо».
Спасибо Вам, большое! Желаю и в дальнейшем творить и созидать на благо будущих умов России.
С уважением, Солдатова И.В.,
г.Краснодар
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
ОтветитьУдалитьА мне тоже нравится "Интеллект-экпресс", мои дети участвовали, занимали места. Как-то всё там цивильно, официально, что ли, и задания нормальные.
Здравствуйте,коллега! Спасибо.Вот и я,оценив несколько организаций,склоняюсь к тому, что сотрудничать буду и с этой в том числе.Тем более деятельность МАН "Интеллект будущего"осуществляет поддержку талантливых детей и молодёжи.
УдалитьС уважением.
Добрый день, Елена Анатольевна. Приятно читать о достижениях ребят. Но какой труд педагога, родителей и самого ребенка стоит за этим. Заинтересовать, направить, увлечь, научить защищать свою работу. За такими ребятами будущее. Ваш опыт в этом направлении велик и собирается всегда по крупицам с первого класса. Удачных первошей: пытливых, умных, эрудированных и понимающих родителей.
ОтветитьУдалитьИрина Николаевна,спасибо на добром слове! Как куратор,который буквально "проживает" с семьями процесс от задумки до воплощения,подписываюсь под тем,что труд очень серьёзен.Но как я это люблю! И никогда не брошу тех,кто решился.
УдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, здравствуйте. Семья Даниловых на данный момент времени поучаствовала в 2-ух турах "Первых обнинских олимпиад" по трём предметам: математика, окружающий мир, книголюб. ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ! Задания по всем предметам очень интересные как для родителя, так и для первоклассника. Скажу больше, задания такие интересные, что в решении заданий участвовали и коллеги по работе, и друзья-школьники другой школы. Теперь все спрашивают: "Когда следующий тур олимпиады?" Такой интерес к знаниям!
ОтветитьУдалить