пятница, 4 ноября 2022 г.

Прием "Выбирай себя!"

Добрый день! Личностно-ориентированные технологии - тема нашего сегодняшнего разговора!Я хочу проиллюстрировать данную технологию приемом «Выбирай себя!». А именно, я покажу задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала:

Примером будет фрагмент комбинированного урока для 9-го класса на тему: «Двойственность и противоречивость личности Печорина» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). На начальном этапе происходит обсуждение характера, поступков героя.

У.: - Давайте подумаем, ребята, в чем заключено основное противоречие героя? (уч.: - Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование – с другой).

У.: - Да, я согласна. Прочитав роман, мы с Вами видим, что в Печорине как бы соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства. Другой раскаивается во всем этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

У.: - В романе есть цитата: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А каково Ваше отношение к Григорию Александровичу Печорину? [далее будет два варианта задания в зависимости от ответов учеников: а) если в классе наметятся полярные точки зрения, то есть половину учащихся будут возмущать его поступки, а другая половина найдет в нем обаяние; б) если установится одна позиция на класс, учащимся будет предложено аргументировать противоположную]

А)

У.: - Напишите, пожалуйста, возмущает он Вас или вызывает искреннюю симпатию, и почему? [примерные ответы учеников приведены в таблице]:

Вариант 1: Образ Григория Александровича Печорина вызывает во мне возмущение. Возмущают меня его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми. Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. А я, как читатель, не могу простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Но на самом деле, никто, лучше, чем сам Печорин, не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.

Вариант 2: На мой взгляд, Печорин невероятно обаятельный герой. В его остром уме, силе и твердости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя заключается невероятная сила и то самое обаяние. Лучшая половина его души все же не умерла, хоть он и прячется от посторонних глаз. Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя – в потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаяния, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.

 

Б)

У.: - Каково ваше отношение к Печорину? [весь класс сходится во мнении, что Печорин вызывает у них возмущение/невероятно обаятелен]

У.: - Интересно! Но мы же сказали, что это противоречивый герой, поэтому отношение к нему может быть разное. Попробуйте встать на сторону противоположной вашей точки зрения и аргументируйте ее, опираясь на произведение.

Посредством выбора той или иной позиции учащиеся, во-первых, показывают свое знание произведения, а во-вторых, учатся анализировать, рефлексировать, что тоже немаловажно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Темы блога

Для родителей (175) Интересные события (134) Детские увлечения и таланты (95) Дети нашего класса (84) Путешествуем по Краснодарскому краю (62) Замечательное лето! (57) юный натуралист (55) Наши школьные каникулы (52) Внеурочная деятельность (48) Окружающий мир (46) Кубановедение (45) Полезно знать (44) Школьная традиция (44) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (41) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (40) Мой класс (38) Литература (33) О братьях наших меньших (31) Олимпиады (31) Дети. Экскурсия (30) Времена года (28) Предметные недели (28) Патриотическое воспитание (26) Музей (23) Проектная деятельность (18) Психология (18) Дети (17) Коллегам (17) Поклонимся Великим тем годам... (17) экскурсия (17) чтение (16) КВН (15) Путешествуем по России (14) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (13) "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (12) методический кабинет (12) портфолио (12) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (11) Гордость начальной школы (10) Наши успехи (10) Первоклассники (10) Русский язык (10) Спортивные достижения (10) История (9) ОРКСЭ (9) Образование (8) Своими руками. (8) классика (8) Анапа (7) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Награждение (7) Работы учащихся (7) риторика (7) Вальс цветов (6) Дерево Дружбы (6) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (6) Эврика-юниор (6) История Поклонимся Великим тем годам... (5) Краснодар (5) свирель (5) Год экологии (4) Мастер-класс (4) Песенный фестиваль.Год экологии (4) Что растет у нас на даче (4) Крым (3) Севастополь (3) подготовка к ВПР (3) Архыз (1) Кропоткин (1) Моя родословная (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) сценки (1)