Примером будет фрагмент комбинированного урока для 9-го класса на тему: «Двойственность и противоречивость
личности Печорина» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»). На начальном этапе происходит обсуждение характера, поступков героя.
У.:
- Давайте подумаем, ребята, в чем заключено основное противоречие героя? (уч.:
- Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с
действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски
истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование – с
другой).
У.:
- Да, я согласна. Прочитав роман, мы с Вами видим, что в Печорине как бы
соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской
равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми,
использует их слабости для утверждения своего превосходства. Другой
раскаивается во всем этом, судит себя, страдает, расценивает себя как
«нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая
половина души.
У.:
- В романе есть цитата: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я
есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и
другое будет ложно». А каково Ваше отношение к Григорию Александровичу
Печорину? [далее будет два варианта задания в зависимости от ответов
учеников: а) если в классе наметятся полярные точки зрения, то есть половину
учащихся будут возмущать его поступки, а другая половина найдет в нем обаяние;
б) если установится одна позиция на класс, учащимся будет предложено
аргументировать противоположную]
А)
У.:
- Напишите, пожалуйста, возмущает он Вас или вызывает искреннюю симпатию, и
почему? [примерные
ответы учеников приведены в таблице]:
Вариант
1: Образ Григория Александровича Печорина вызывает во
мне возмущение. Возмущают меня его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с
людьми. Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках
судьбы. А я, как читатель, не могу простить ему смерть Бэлы, холодность с
Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Но на самом деле, никто, лучше,
чем сам Печорин, не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. |
Вариант
2: На мой взгляд, Печорин невероятно обаятельный
герой. В его остром уме, силе и твердости характера, в умении бесстрашно и
гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя заключается
невероятная сила и то самое обаяние. Лучшая половина его души все же не
умерла, хоть он и прячется от посторонних глаз. Его способность к доброте и
любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя – в
потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаяния, когда он понял, что потерял
Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать
природу. |
Б)
У.:
-
Каково ваше отношение к Печорину? [весь класс сходится во мнении, что
Печорин вызывает у них возмущение/невероятно обаятелен]
Комментариев нет:
Отправить комментарий
В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.