Только книги и знания смогут сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного труда.
М. Горький
Начну сухим языком теории…
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться
читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос совсем не нов и требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос совсем не нов и требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
Оглянемся назад, дорогие родители. Вы из тех детей, которые на ночь просили взрослых почитать, будучи дошколятами, снова и снова? Родственники смиренно читали по сто раз одно и то же, но в целях экономии времени или видя засыпающее дитя, сокращали текст и только приподнимались, чтобы уйти, как слышали просьбу продолжить или поправку на искажение авторского текста. Недоумевали-знает всё наизусть, а требует читать! Как не надоело? Обучившись чтению, летели домой, как на крыльях, чтобы быстрей прочитать заветную книгу, пусть и зачитанную «до дыр»? Или приступить к чтению новой и долгожданной? И лучше ночью под одеялом с фонариком погрузиться в приключения мореплавателей или покорителей иных планет…
Сегодня на занятии по риторике с четвероклашками я спросила о любимых книгах, к чтению которых хочется вернуться. Почему? Потому, как ответила одна из девочек, что с каждым чтением знакомых строк открываешь новое в характерах героев, вдруг понимаются их поступки, начинаешь любоваться красотой природы.
Выражение «школьники ничего не читают» в последние десятилетия стало аксиомой. Между тем технология XXI века постепенно приводит к тому, что восприятие окружающего мира детьми идет в основном через зрение. Дети стали меньше читать вслух, но им приходится много работать с текстом. Психологи утверждают, что подавляющая часть учащихся, поступивших в школу — это визуалы. Причём визуалы кратковременные, из серии «быстро увидеть и забыть» Увидеть читающего добровольно ребёнка-такая же редкость, как пролетающего за окном птеродактиля. В моём классе на перемене всегда берутся читать книги три девочки.
Можно ли научить детей правильной работе с литературным произведением? Какие подобрать формы работы, которые воспитают грамотного читателя и при этом научить ребят получать удовлетворение от чтения? Пробуем на уроках литературы.
Смею утверждать, что время, потраченное во втором классе на разъяснение формы работы по выборочному тексту, приносит кое-какие плоды на уроках обобщающего характера в третьем классе.
Доскональная проработка текста, умение в нём ориентироваться, отвечая на поставленные вопросы, сравнивая характеры или сюжеты-достаточно важная составляющая уроков литературы. Готовясь к ответам на вопросы, учебники некоторых учащихся пестрят закладками.
Договорились с третьеклассниками, что каждый отдельно взятый цвет обозначает один вопрос. А поскольку вопросов после каждого произведения достаточно, то и ответов множество. Люблю, когда дети сравнивают по своим закладочкам характеры героев. И слышится: «А я нашёл это!» И читается быстро найденный ответ. Казалось бы, я затронула техническую сторону обобщающего урока, но, согласитесь, проработанная информация в классе и закреплённая дома, превращает наш урок в своеобразный брейн-ринг.
Удалось сравнение характеров героев басен. Стандартные (уж сколько лет!) выпады в сторону нерасторопности вороны юных читателей, в этом классе разбавляются следующими репликами: «А мне ворону жаль! Вот что я отметил в тексте!» И читает ученик по цветному флажку: «Взгромоздясь…Ей же тяжело, она не очень молодая».
- И мне ворону очень жалко вот почему,-деловито подхватывает одноклассница. Девочка по своим флажочкам доказывает, что ворона только-только поверила тому, что она кому-то нравится, как выясняется, что всё это ради сыра…
Значительная часть класса, работая таким образом на уроках, приносит мне огромное удовольствие, задавая темп и характер самого занятия. Им и самим это нравится ещё как!
А что же та, малая часть класса? Слушают, открывши рот, но ничего не успевают. Почему не готовы? Видимо, вопрос уже не ко мне..
Но тем не менее, слушая на уроке подготовленных ребят, соприкасаются к осмысленному прочтению и пониманию текста. В следующий раз…
Использованы следующие источники;http://festival.1september.ru/articles/213571/
Использованы следующие источники;http://festival.1september.ru/articles/213571/
Елена Анатольевна, чтение - это такой бооольной вопрос. Вот сегодня была на уроке географии в 5 классах. Жуть! Многие читают, а вот о чем речь, совсем не понимают. Почему так? Пойду на заседание МО в началку, что-то упустили)))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Дети, скорей всего, не понимали термины или язык изложения материала не так прост. Словарный запас родного языка катастрофически сужается! Не знают то, что должно быть сформировано и усвоено в дошкольном возрасте.Я в своём детстве видела родителей, которые читали ежедневно. И мы,дети,тянулись за взрослыми.Полезные и нужные современные устройства сделали огромный перекос в сторону развлекалок,но никак не познания.Дети мало читают,ещё меньше утруждают себя поиском значения слова. Продуктивного Вам общения!
ОтветитьУдалитьС уважением.Елена Анатольевна.